31 марта
Cukovskij1882. 130 лет со дня  рождения К.И.Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа.

Мало добиться того, чтобы люди не говорили выбора или мне ндравится. Иной и пишет и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь! К.И.Чуковский

Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательные образ и смысл.Cukovskij2

Вентилятор у него – вертилятор.

Паутина – паукина.

Пружинка – кружинка.

Милиционер – улиционер.

Буравчик – дырявчик.

Экскаватор – песковатор (потому что выгребает песок).

Рецепт – прицепт (потому что прицепляется к аптечной бутылке).

Коклюш – кашлюш.

К.И.Чуковский

 

28 марта

1592. 420 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского, чешского педагога-гуманиста

 Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,
Думы, заветы твои лучшие люди почтут.
Л е й б н и ц

MomenskijСын чешского мельника, автор «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632), усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Научное обоснование новой школы, ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Среди его современников были Шекспир, Сервантес, Лопе да Вега, Ф. Бэкон, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что в последний период своей жизни Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы. В его трудах проявляется характерная для славянизма черта – прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.Komenskij2

Если все мы – граждане Вселенной, что мешает нам соединиться и жить по единым законам?  Ян Амос Коменский

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. Ян Амос Коменский
Без примера ничему не выучишься. Ян Амос Коменский

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь. Ян Амос Коменский

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
Ян Амос Коменский


1776 (236 лет). Основан Большой театр. В первую труппу входили 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов.

1857 (155 лет). В Петербурге открыта первая в России женская гимназия.

 

27 марта
Mann1871 (1421 год) родился Генрих МАНН, немецкий писатель, автор романа «Учитель Гнус». Помня, что 2012 год – год 600-летия Жанны д'Арк, приведем эпизод из романа Г. Манна, в котором рассказано, как своей жестокостью учитель взращивает отвращение к замечательной героине.

- Вот вам тема, Ангст, напишите ее на доске.

Первый ученик близорукими глазами вгляделся в записку и принялся неторопливо писать… Все напряженно следили за буквами, которые выводил мелок и от которых столь многое зависело. Если это окажется сцена, которую тот или иной ученик случайно не «вызубрил», тогда он «пропал», «завалился»… И еще до того, как слоги на доске приобрели смысл, все из суеверия бормотали: “Господи, я завалился!”

Наконец на доске уже можно было прочесть

«Иоанна: Ты произнес пред богом три молитвы...»

(Орлеанская дева, действие первое, явление десятое.)

Тема: Третья молитва короля».

Прочитав эти слова, все переглянулись. «Завалились» все. Гнус всех «сцапал». Криво усмехнувшись, он уселся в кресло на кафедре и начал листать свою .записную книжку.

- Итак?—не подымая глаз, вопросительно произнес он, словно всем все было ясно. - Что вам еще угодно узнать?.. Начали!

Многие мальчики ссутулились над тетрадями, притворяясь, что уже пишут. Другие невидящим взглядом смотрели в пространство.

- В вашем распоряжении имеется еще час с четвертью,— безразличным тоном, но, внутренне ликуя, объявил Гнус. Такой темы для сочинений не изобретал еще никто из возмутительно бессовестных учителей, знавших о печатных шпаргалках, которые давали мальчишкам возможность без труда проанализировать любую сцену из классического произведения.

MannbookКое-кто помнил десятое явление первого действия и с грехом пополам знал первые две молитвы Карла. О третьей ни один человек в классе понятия не имел. А первый ученик и еще двое или трое, в том числе и Ломан, готовы были поклясться, что отродясь ее не читали. Ведь король просил пророчицу повторить только две из его молитв; для него этого было достаточно, чтобы поверить в ее божественное предназначение. Третьей там, хоть убей, не было. Наверно, ее надо искать в другом месте, а может быть, она сама собой явствует из хода событий или же сбывается без того, чтобы кто-нибудь догадался, что это сбылась молитва. Верно, они проглядели в драме какое-то место, это допускал даже первый ученик Ангст. Но, так или иначе, а чего-нибудь наговорить об этой третьей молитве надо; даже о четвертой и пятой, если бы Гнус этого потребовал. Писать о вещах, в реальность которых никто ни на грош не верил—о верности долгу, о благотворном влиянии школы, о любви к военной службе,—- то есть покрывать буквами положенное число страниц, их, слава тебе господи, приучали годами на уроках немецкого языка. Тема ни в малейшей степени их не интересовала, но они писали. Произведение, из которого она была почерпнута, уже месяцами служившее одной только цели — «завалить» их, давно им осточертело, но они писали.

 «Орлеанской. девой» класс занимался с Пасхи, то есть уже три четверти года. А второгодники и подавно знали ее вдоль и поперек. Ее читали с начала и с конца, заучивали наизусть целые сцены, давая к ней исторические пояснения, на примерах из нее изучали поэтику и грамматику, перекладывали стихи в прозу и обратно, прозу в стихи. Для всех, при первом чтенье ощутивших сверкающую прелесть ее стихов, они давно поблекли. Мелодия стала неразличима в звуках разбитой шарманки, изо дня в день скрипевшей одно и то же. Ни до кого уже не доносился чистый девичий голос, в котором вдруг начинает звучать суровый звон мечей, слышится биение сердца, - больше не прикрытого панцирем, и шелест ангельских крыльев, распростертых светло и грозно. Юношам, которых со временем повергла бы в трепет почти сверхчеловеческая непорочность этой пастушки, тем, что полюбили бы в ней торжество слабости, плакали бы над душевным величием бедняжки, оставленной небесами и превратившейся в робкую, беспомощно влюбленную девочку, уже не доведется так скоро пережить.

Пройдет лет двадцать, прежде чем Иоанна перестанет быть для них докучливой педанткой.

 

23 марта
Fromm1900. Родился Эрих Фромм, известный психолог, завоевывавший признание после публикаций трудов по аналитической социальной психологии, в которой объясняется концепция личности, а объектом изучения становятся воздействия механизмов психологии и социологии на формирование этой личности. Среди самых известных трудов Фромма «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и другие.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Эрих Фромм

 Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность. Эрих Фромм

Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью – ответственность за свое существование. Эрих Фромм

Read more...
 

Продолжаем публиковать материалы уроков доброты!

   Нажимать на снимок!

Созвездие уроков доброты в Ростовской области
Учителя Ростова-на-Дону и Ростовской области присоединились к международной акции «Созвездие Уроков Доброты». В первые дни весны, когда все живое устремляется к Солнцу и Любовь с новой силой льется в нашу жизнь, особенно важно наполнять каждую мысль, каждый поступок чувствами Света и Добра во всех проявлениях: сострадания, милосердия, радости, - и щедро дарить миру. Этому и были посвящены уроки, проведенные ростовскими учителями. Общим девизом уроков Доброты 2012 года стали слова мудреца Лао-Дзы: «Доброта слов создаёт доверие. Доброта мыслей создаёт глубину. Доброта дарения создаёт любовь». Однако уроки были разноплановыми и неповторимыми, учителя вместе с детьми искали ответы на важнейшие вопросы: Что такое Доброта? Что значит – Быть Добрым? И что значит – Творить Добро?

Read more...
 

Статья Марианны Озолиня  о Шалве Александровиче Амонашвили "Учитель Света"  размещена в Интернете - в журнале "Педагогика Культуры"

http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2012_2/Ozolinya.htm

 

Вчера по 1 каналу в новостях был сюжет, достойный обсуждения в нашем сообществе. О силе мысли, желания, об устремлении и любящем сердце. И конечно, о теме новых детей.

http://www.1tv.ru/news/world/201271

 

13 марта

Makarenko1888. Родился Антон Семенович МАКАРЕНКО. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД – 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма» (1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями – «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами – повесть «Честь» (1937–1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» – исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета.

Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.

А.С. Макаренко

Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне.

А.С. Макаренко

Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

А.С. Макаренко

Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

Виктор Гюго

 
« StartPrev3132333435NextEnd »



Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.