Печатный орган. Педагогический альманах «Три ключа»
«Три Ключа» – так называется ежегодный педагогический вестник, который выходит по итогам Международных педагогических чтений по гуманной педагогике. В названии журнала использована зашифрованная формула: Любовь, Красота и Знание. «Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, вы овладеваете тем, что можно сравнить только с мирами. Разумно ли от этих ключей отказаться? Конечно нет. Значит, не теряя часа, пойдем за ними. Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: Любовь, Красота и Знание. Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим». Е. Рерих. Три ключа.
Учёные, учителя, воспитатели, родители на страницах журнала раскрывают перед читателями свой путь овладения ключами ЛЮБВИ, КРАСОТЫ И ЗНАНИЯ в ходе воспитания и самовоспитания. Журнал издаётся Издательским Домом Шалвы Амонашвили. Главный редактор журнала акад. Ш.А.Амонашвили, заместители главного редактора: проф. В.Г.Ниорадзе, в редколлдлегию входят1проф. В.Г.Александрова, М.А.Баранюк, Янис Гайлис, М.И.Шишова, проф. Е.Н.Чернозёмова. Журнал предоставляет возможность участникам педагогических Чтений по гуманной педагогике поделиться опытом, обсудить волнующие проблемы в современном образовании и предложить пути их решения с точки зрения гуманной педагогики. Каждый номер журнала кроме основного названия «Три Ключа» имеет второе, отвечающее теме педагогических Чтений. Материалы которых освещаются в выпуске. Традиционно очередной номер журнала презентуется на очереднных Международных педагогических чтениях в Москве. Материалы, публикуемые в журнале, – это бесценный, новаторский педагогический опыт, представленный учеными, учителями, работниками образования, деятелями культуры, сотрудниками музеев, представителями общественных организаций, родителями из стран СНГ, Балтии и многих регионов России. Вопросы духовного и культурного развития ребенка, гуманного образования, становления личности самого педагога, осознания им своего высокого предназначения, его устремленности к красоте и совершенству рассматриваются авторами в этом издании.
Педагогический вестник выходит один раз в год. Объем журнала в среднем 120 стр. Вес 350 г.
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
111111111111Содержание выпуска №15.1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
111
11
111111111111Содержание выпуска №14.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
11
1
111111111111Содержание выпуска №12.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11111111111Содержание выпуска.
1
Выпуск второй. 1998. Материалы ежегодного Международного научно-педагогического семинара «Человек у порога Нового Мира,
который проходил ежегодно в подмосковных Горках Ленинских с 10 по 18 августа. На семинаре собирались сторонники гуманной педагогики, разделяющие представление о том, что фундаментом новых педагогических идей является понимание космичности бытия и природы человека, космизация его сознания, духовное развитие. Приоритеты новой педагогики — совершенствование, расширение сознания, устремленного ко всеобщему благу, вмещающего все многообразие мира, воспитание человека Культуры, способного к самоопределению в мире культуры, приумножению духовных и нравственных ценностей.
Из содержания:
Л.В. Шапошникова. Живая этика и наука. Ш.А. Амонашвили. Уроки духовной жизни. Л.А. Александрова. Экология души. Экспериментальный курс в начальной школе. Т.Л. Надточий. Воспитание чувст на уроках этики. Из опыта работы школы «Старт» г. Харькова. С.А. Верхотурова. Народная философия и народная педагогика. Г.В. Паршикова. Красота и соборность — основа духовности славянских народов. Л.Т. Энгельггарт. А.Л. Чижевский и музыка.
Выпуск Третий. 1999
Материалы научно-педагогического семинара «Человек у порога Нового Мира» (1998)
Выпуск посвящен юбилейным1датам наших великих соотечественников — А.С. Пушкина, Е.И. И Н.К. Рерихов, оказавшими уникальное влияние на мировую культуру, на будущее науки, литературы, искусства, образования. Какое звучание приобретают бессмертные идеи в современных научных концепциях, теории и практике образования, в литературном и художественном постижении мира, какие перспективы будущего человечества они открывают .
Из содержания:
Ю.И. Долгин. Воспитание рыцарственности. Т.Л. Надточий, Б.Ю. Соколова. Воспитание в детях героического начала. Е.Н. Черноземова Как слово наше отзовется... И.А. Киршин. Ребенок и взрослый в письменном диалоге. Е.Н. Черноземова. Пушкин в школе. Д.В. Морозов. Педагогическая община «Китеж». Выпуск Пятый. 2001
Материалы Международного научно-педагогического семинара «Духовный мир учителя», проводимого Общественным научно-педагогическим объединением «Воспитание и образование». Москва — Суздаль, 2000. К 70-летию Ш. Амонашвили
1В выпуск вошли материалы, связанные с деятельностью объединения в области музейной педагогики, осуществлению программы «Пушкин вне Юбилея», представлен опыт педагогов- новаторов школьного и дополнительного образования, исследуется проблема «Дети и общество», открывается новая рубрика «Ребенок и взрослый в творческом диалоге», одноименная с семинаром 2001 года, представлены научно-исследовательские работы старшеклассников и студентов, творчество детей и взрослых.
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. Образ и образование. И.Ф. Шумская. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности. Э.А. Томша. Духовные ценности — роль и значение в жизни учителя. Л.М.Гиндилис. Множественность обитаемых миров: наука и религия. Е.Н. Черноземова. Педагогика расширенного сознания. Р.Д. Кромане. Мне подарил ребенок слово. В.И. Алексеева.1К.Э. Циолковский. Я был страстным учителем. Н.Ю. Константинова. Развитие и творческого мышления на уроках литературы. О.К. Попова. Особые дети и нравственная ответственность учителя. Т.И. Чечина. Островок надежды. Р. Сиссон. Юный Шекспир. Пер. Е. Черноезмовой А.Я. Калинина. Интернат на озере Имоложье.
И.А. Феодулова. Педагогика SETI.1Детское послание дальним мирам. В.А. Северный. О негативном влиянии деструктивных сект. Стихи Н. Берек. Р. Кромане. О.А. Лавренова. Повесть о необычном детстве. Рец.
Выпуск 6. 2003.
Материалы Первых Международных педагогических чтений. Москва, 2002. «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств».
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика. Н.П. Пищулин. Философско-образовательные основы духовности А.Е. Акимов. Суперпространство гуманной педагогики. И.А. Колесникова. Проблема духовного ученичества современного педагога. Д.Д. Зуев. Возрожить в российской школе высокую духовность. И.А. Киршин. Пособие по садоводству, или как ухаживать за цветами в Саду. В.Г. Александрова. Урок как свет души. В.Б. Сорокин. Духовность -вдохновение — творчество. В.Г. Ниорадзе. Письменная речь — светильник души. О.А. Гаврилова. Духовно-нравственное выспитание подростков при интеграции уроков ИЗО и народной культуры К.А. Молчанова. Предмет «Мировая художественная культура» в начальной школе (урок нравственности) М.А. Баранюк. Педагогическая молитва. И. Стульпинене. Духовная азбука физики. И.В. Алексеенко. Зло торжествует только тогда, когда хорошие люди ничего не делают. Л.Г. Никитина. Воспитание детей — великое путешествие в волшебные миры. А.А. Дубровский. Слово о лечебной педагогике. А.А. Бадюк. Учитель и ученик — это встреча1 М.И. Шишова. Опыт утверждения идей гуманной педагогики в пространстве средней общеобразовательной школы. Т.С. Богуш. Ребенок — Вселенная (уроки эмоциональной грамотности)
Отзыв «Улыбка моя, где ты?» (2003)
У меня есть журнал педагогический вестник «Три ключа». Я не могла его купить из-за того, что не было лишних денег. Но мне его подарили, не спросив, а поняв меня. Я хочу познакомить вас с названиями разделов этого журнала:
«Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств»; «Гуманная педагогика и духовный мир учителя»; «Духовное начало педагогической культуры»; «В начале было слово»; «Синтез познавательного и прекрасного в образовании»; «Духовность – четвертое измерение педагогического мышления»; «Духовность семейной жизни»; «Мастерская гуманной педагогики». Все эти темы обсуждались в прошлом 2002 году на Педагогических чтениях. А в этом году темы были немного другие, но тоже не менее интересные. Из услышанного могу привести несколько фраз, которые мне очень понравились и запомнились: «Любовь – это итог преодоления высоты», «Духовное рождение возможно лишь тогда, когда в сердце рождается любовь», «Только в тишине можно услышать свое «я»», «Не учите мыслям, учите мыслить», «Чем примитивнее система, тем больше контроля», «Только творческий учитель может предложить свободу выбора», «Единомыслие бывает в однообразии», «Жажда любви – есть любовь», «Покаяние – это когда ты можешь остановиться и посмотреть, что вокруг тебя, что ты творишь», «Космос внутри меня».
Наверное, я поняла самое главное, зачем я здесь, на земле. И теперь очень просто смотреть на детей, которые как маленькие зеркала отражают тебя, своих родителей и окружающий мир. И я осознала, что от меня зависит сеять светлое, доброе, вечное в их души.
Е.В. Козинкова, педагог дополнительного образования, г.Муром
Выпуск 7. 2004. Материалы Вторых Международных педагогических чтений. Москва, 2003. «Духовная культура учителя. Улыбка моя, где ты?»
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. Улыбка мощь несет. В.Г. Ниорадзе. Сердечная улыбка учителя — руководство к действию. М.А. Баранюк. Как дать шанс каждому ребенку сотворить благо? А.И. Кикоть. Роль учителя в формировании духовно-нравственных интересов младших школьников. В.Г. Александрова. Шкоьный учебник в зеркале духовной культуры.. И. Стульпинене. Давайте сами программам улыбнемся. И.В. Баранова, Д.М. Баранов. Периодическая система элементов русской речи как один из пуей формирования духовности. М.И. Шишова. Идем в экспериментальной работе дальше. Н.М. Гритчина. Урок добра. В.Г. Акимова. Учительское покаяние. О.К. Попова. Улыбка сострадания — улыбка надежды. Т.Н. Чечина. Урок поэтической педагогики. И.В. Алексеенко. Улыбка детей — залог жизни Вселенной. И.А. Киршин. Спасибо всем, кто сердцем горел. Дайнис Озолс. Чуткие заповеди воспитания.
Выпуск 10. 2006. «Спешите, дети, будем учиться летать!»
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. В поисках нового педагогического воображения. А.Е. Акимов. Спешите, дети, будем учиться летать — пространство полета. Д.Д. Зуев. Учителя в школе не расплескали, не опрокинули, а наполнили мою Чашу Т.В. Шуртина.1Дорогу осилит идущий. И. Стульпинене. Как лететь, не отрываясь от Земли. В.Ф. Бак.1Труд учителя — бесконечное внутреннее самосовершенствование. В.Г. Ниорадзе. Вижу крылатого ученика. К.А. Молчанова. Крылья для человека — идеалы духовные С.Г. Руденко, О.Н. Николаенко. Об особенностях развития личности ребенка в условиях различных образовательных систем. Т.Г. Лихачева. Человек и Вселенная. Уроки космографии в детской библиотеке. О.К. Попова. Мой ученик — учитель мой. А.Ю. Сурина, В.А. Шевчук. Духовный потенциал мифа. В.А. Кучеровский. Не оборвать серебряную нисть Н.М. Гритчина. Размышления над книгами Шалвы Амонашвили.
2007. Истина школы. Памяти А.Е. Акимова
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. Школа — живое духовное существо со своей Истиной А.Е. Акимов. Школа как пространство истины Ю.Д. Куклачев. Школа доброты Д.Д. Зуев. Школа должна воспитывать Веру, Надежду, Любовь И. Стульпинене. Физика языком сердца. И.К. Погребняка. Школа будущего — то учитель будущего. М.А. Баранюк. Истина школы в искренности отношения к детям И.В. Баранова. Строить мир взаимопонимания. М.И. Шишиова. Пути познания истины школы. О.Н. Шадрина. Куда мы устремляем ребенка? К.А. Молчанова. Лубовь к Будущему. Н.М. Гритчина. Моя жизнь — это школа, а школа — это и есть моя жизнь Т.В. Шуртина. На пути познания истины. В.Г. Ниорадзе. Мы живем ради того, чтобы работать с детьми. В.А. Кучеровский. Свет искусства — Мистерия преображения духа А.И. Кикитоть. Школа — Храм. С.И. Щербакова. Возможности «Уроков доброты» в построении Храма В.. Александрова. Как согреть искусством душу Д.В. Морозов. Китеж — терапевтическая община О. Колодкина. Воспитание любовью Г.М. Сагач. Гуманная педагогика Ш. Амонашвили в рефлексях и умах Г.Л. Прохорычев «Рыцарь детства»
2008. В чаше ребенка сияет зародыш культуры
Из содержания:
Ш.А. Амонашвили. Культура воспитывается культурой Д.М. Маллаев. Истинное образование ребенка берет начало в зародыше зерна национальной культуры и любви матери С.В. Зенин. От воды к современной научной картине мира И.А. Бирич. Становление творческой сущности ребенка на различных этапах онтогенеза. Т.Г. Лихачева . Чтение — духов Лю.Н. Козлова. Похвала окрыляет! К.Ш. Мансурова. Будущее наших детей в наших руках. В.Г. Александрова. Искусство мышления как основа духовной культуры О.А. Фиофанова. Педагог как хранитель детства В.Г. Ниорадзе. Культура урока Т.Г.Лихачева Чтение — духовная безопасность России В.Ф. Бак. Уроки биологии с точки зрения нравственных законов, заложенных в основу живых систем. О.В. Богданова. Урок по теме «Нежность» И.В. Баранова. Рождение культуры взаимодействия при изучении взаимосвязи слов в русском языке.
2009. Номер 12. «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна культуры»
В журнале представлены самые интересные выступления участников Седьмых Международных педагогических чтений по гуманной педагогике по следующим направлениям
Культура есть форма проявления духа Устремлённость к совершенствованию – путь к духовной культуре учителя Внутренняя культура родителей и учителей ведёт Ребёнка к благородству Воспитание культуры через искусство и творчество Культура урока Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей Культура управления образования Вдохновение космоса. Как космонавтика преобразует жизнь на Земле Педагогический вестник «Три ключа» 2009 знакомит с материалами Восьмых Международных Педагогических Чтений, прошедших в начале 2009 года под девизом «Истинное воспитание ребенка – в воспитании1самих себя». |