1 апреля – День смеха
Посещение школы не должно мешать моему образованию.
Геккльбери Финн
Что бы мы ни делали, они все-таки умудряются учиться. В.В. Давыдов.
Четырехлетняя Галочка, услышав известную песенку "Любимый город в синей дымке тает", воспроизвела эти слова таким образом: "Любимый город, синий дым Китая". А Дон-Кихота называла "Тонкий Кот".
К.Чуковский «От 2 до 5»
1579 (433 года) - Основан Вильнюсский университет.
Эдмон Ростан Edmond Rostand
1809 родился Н.В. Гоголь.
1868, родился Эдмон Ростан - известный французский поэт, драматург, автор пьес «Принцесса Греза» («La Princesse lointaine»), «Сирано де Бержерак".
1873 родился Сергей Рахманинов.
1928 родился детский писатель Валентин Берестов

Устный счёт
Ну-ка в сторону карандаши. Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме.
* * * |
Подробнее
|
31 марта
1882. 130 лет со дня рождения К.И.Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа.
Мало добиться того, чтобы люди не говорили выбора или мне ндравится. Иной и пишет и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых состоит его речь! К.И.Чуковский
Ребенок бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове был живой, осязаемый образ; а если этого нет, ребенок сам придаст непонятному слову желательные образ и смысл.
Вентилятор у него – вертилятор.
Паутина – паукина.
Пружинка – кружинка.
Милиционер – улиционер.
Буравчик – дырявчик.
Экскаватор – песковатор (потому что выгребает песок).
Рецепт – прицепт (потому что прицепляется к аптечной бутылке).
Коклюш – кашлюш.
К.И.Чуковский |
28 марта
1592. 420 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского, чешского педагога-гуманиста
Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья, Думы, заветы твои лучшие люди почтут. Л е й б н и ц
Сын чешского мельника, автор «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632), усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Научное обоснование новой школы, ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Среди его современников были Шекспир, Сервантес, Лопе да Вега, Ф. Бэкон, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что в последний период своей жизни Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы. В его трудах проявляется характерная для славянизма черта – прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.
Если все мы – граждане Вселенной, что мешает нам соединиться и жить по единым законам? Ян Амос Коменский
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. Ян Амос Коменский Без примера ничему не выучишься. Ян Амос Коменский
Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь. Ян Амос Коменский
Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. Ян Амос Коменский
1776 (236 лет). Основан Большой театр. В первую труппу входили 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов.
1857 (155 лет). В Петербурге открыта первая в России женская гимназия. |
27 марта
1871 (1421 год) родился Генрих МАНН, немецкий писатель, автор романа «Учитель Гнус». Помня, что 2012 год – год 600-летия Жанны д'Арк, приведем эпизод из романа Г. Манна, в котором рассказано, как своей жестокостью учитель взращивает отвращение к замечательной героине.
- Вот вам тема, Ангст, напишите ее на доске.
Первый ученик близорукими глазами вгляделся в записку и принялся неторопливо писать… Все напряженно следили за буквами, которые выводил мелок и от которых столь многое зависело. Если это окажется сцена, которую тот или иной ученик случайно не «вызубрил», тогда он «пропал», «завалился»… И еще до того, как слоги на доске приобрели смысл, все из суеверия бормотали: “Господи, я завалился!”
Наконец на доске уже можно было прочесть
«Иоанна: Ты произнес пред богом три молитвы...»
(Орлеанская дева, действие первое, явление десятое.)
Тема: Третья молитва короля».
Прочитав эти слова, все переглянулись. «Завалились» все. Гнус всех «сцапал». Криво усмехнувшись, он уселся в кресло на кафедре и начал листать свою .записную книжку.
- Итак?—не подымая глаз, вопросительно произнес он, словно всем все было ясно. - Что вам еще угодно узнать?.. Начали!
Многие мальчики ссутулились над тетрадями, притворяясь, что уже пишут. Другие невидящим взглядом смотрели в пространство.
- В вашем распоряжении имеется еще час с четвертью,— безразличным тоном, но, внутренне ликуя, объявил Гнус. Такой темы для сочинений не изобретал еще никто из возмутительно бессовестных учителей, знавших о печатных шпаргалках, которые давали мальчишкам возможность без труда проанализировать любую сцену из классического произведения.
Кое-кто помнил десятое явление первого действия и с грехом пополам знал первые две молитвы Карла. О третьей ни один человек в классе понятия не имел. А первый ученик и еще двое или трое, в том числе и Ломан, готовы были поклясться, что отродясь ее не читали. Ведь король просил пророчицу повторить только две из его молитв; для него этого было достаточно, чтобы поверить в ее божественное предназначение. Третьей там, хоть убей, не было. Наверно, ее надо искать в другом месте, а может быть, она сама собой явствует из хода событий или же сбывается без того, чтобы кто-нибудь догадался, что это сбылась молитва. Верно, они проглядели в драме какое-то место, это допускал даже первый ученик Ангст. Но, так или иначе, а чего-нибудь наговорить об этой третьей молитве надо; даже о четвертой и пятой, если бы Гнус этого потребовал. Писать о вещах, в реальность которых никто ни на грош не верил—о верности долгу, о благотворном влиянии школы, о любви к военной службе,—- то есть покрывать буквами положенное число страниц, их, слава тебе господи, приучали годами на уроках немецкого языка. Тема ни в малейшей степени их не интересовала, но они писали. Произведение, из которого она была почерпнута, уже месяцами служившее одной только цели — «завалить» их, давно им осточертело, но они писали.
«Орлеанской. девой» класс занимался с Пасхи, то есть уже три четверти года. А второгодники и подавно знали ее вдоль и поперек. Ее читали с начала и с конца, заучивали наизусть целые сцены, давая к ней исторические пояснения, на примерах из нее изучали поэтику и грамматику, перекладывали стихи в прозу и обратно, прозу в стихи. Для всех, при первом чтенье ощутивших сверкающую прелесть ее стихов, они давно поблекли. Мелодия стала неразличима в звуках разбитой шарманки, изо дня в день скрипевшей одно и то же. Ни до кого уже не доносился чистый девичий голос, в котором вдруг начинает звучать суровый звон мечей, слышится биение сердца, - больше не прикрытого панцирем, и шелест ангельских крыльев, распростертых светло и грозно. Юношам, которых со временем повергла бы в трепет почти сверхчеловеческая непорочность этой пастушки, тем, что полюбили бы в ней торжество слабости, плакали бы над душевным величием бедняжки, оставленной небесами и превратившейся в робкую, беспомощно влюбленную девочку, уже не доведется так скоро пережить.
Пройдет лет двадцать, прежде чем Иоанна перестанет быть для них докучливой педанткой. |
23 марта
1900. Родился Эрих Фромм, известный психолог, завоевывавший признание после публикаций трудов по аналитической социальной психологии, в которой объясняется концепция личности, а объектом изучения становятся воздействия механизмов психологии и социологии на формирование этой личности. Среди самых известных трудов Фромма «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и другие.
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Эрих Фромм
Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность. Эрих Фромм
Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью – ответственность за свое существование. Эрих Фромм
|
Read more...
|
Продолжаем публиковать материалы уроков доброты!
Нажимать на снимок!
Созвездие уроков доброты в Ростовской области Учителя Ростова-на-Дону и Ростовской области присоединились к международной акции «Созвездие Уроков Доброты». В первые дни весны, когда все живое устремляется к Солнцу и Любовь с новой силой льется в нашу жизнь, особенно важно наполнять каждую мысль, каждый поступок чувствами Света и Добра во всех проявлениях: сострадания, милосердия, радости, - и щедро дарить миру. Этому и были посвящены уроки, проведенные ростовскими учителями. Общим девизом уроков Доброты 2012 года стали слова мудреца Лао-Дзы: «Доброта слов создаёт доверие. Доброта мыслей создаёт глубину. Доброта дарения создаёт любовь». Однако уроки были разноплановыми и неповторимыми, учителя вместе с детьми искали ответы на важнейшие вопросы: Что такое Доброта? Что значит – Быть Добрым? И что значит – Творить Добро? |
Read more...
|
|