27 марта
Mann1871 (1421 год) родился Генрих МАНН, немецкий писатель, автор романа «Учитель Гнус». Помня, что 2012 год – год 600-летия Жанны д'Арк, приведем эпизод из романа Г. Манна, в котором рассказано, как своей жестокостью учитель взращивает отвращение к замечательной героине.

- Вот вам тема, Ангст, напишите ее на доске.

Первый ученик близорукими глазами вгляделся в записку и принялся неторопливо писать… Все напряженно следили за буквами, которые выводил мелок и от которых столь многое зависело. Если это окажется сцена, которую тот или иной ученик случайно не «вызубрил», тогда он «пропал», «завалился»… И еще до того, как слоги на доске приобрели смысл, все из суеверия бормотали: “Господи, я завалился!”

Наконец на доске уже можно было прочесть

«Иоанна: Ты произнес пред богом три молитвы...»

(Орлеанская дева, действие первое, явление десятое.)

Тема: Третья молитва короля».

Прочитав эти слова, все переглянулись. «Завалились» все. Гнус всех «сцапал». Криво усмехнувшись, он уселся в кресло на кафедре и начал листать свою .записную книжку.

- Итак?—не подымая глаз, вопросительно произнес он, словно всем все было ясно. - Что вам еще угодно узнать?.. Начали!

Многие мальчики ссутулились над тетрадями, притворяясь, что уже пишут. Другие невидящим взглядом смотрели в пространство.

- В вашем распоряжении имеется еще час с четвертью,— безразличным тоном, но, внутренне ликуя, объявил Гнус. Такой темы для сочинений не изобретал еще никто из возмутительно бессовестных учителей, знавших о печатных шпаргалках, которые давали мальчишкам возможность без труда проанализировать любую сцену из классического произведения.

MannbookКое-кто помнил десятое явление первого действия и с грехом пополам знал первые две молитвы Карла. О третьей ни один человек в классе понятия не имел. А первый ученик и еще двое или трое, в том числе и Ломан, готовы были поклясться, что отродясь ее не читали. Ведь король просил пророчицу повторить только две из его молитв; для него этого было достаточно, чтобы поверить в ее божественное предназначение. Третьей там, хоть убей, не было. Наверно, ее надо искать в другом месте, а может быть, она сама собой явствует из хода событий или же сбывается без того, чтобы кто-нибудь догадался, что это сбылась молитва. Верно, они проглядели в драме какое-то место, это допускал даже первый ученик Ангст. Но, так или иначе, а чего-нибудь наговорить об этой третьей молитве надо; даже о четвертой и пятой, если бы Гнус этого потребовал. Писать о вещах, в реальность которых никто ни на грош не верил—о верности долгу, о благотворном влиянии школы, о любви к военной службе,—- то есть покрывать буквами положенное число страниц, их, слава тебе господи, приучали годами на уроках немецкого языка. Тема ни в малейшей степени их не интересовала, но они писали. Произведение, из которого она была почерпнута, уже месяцами служившее одной только цели — «завалить» их, давно им осточертело, но они писали.

 «Орлеанской. девой» класс занимался с Пасхи, то есть уже три четверти года. А второгодники и подавно знали ее вдоль и поперек. Ее читали с начала и с конца, заучивали наизусть целые сцены, давая к ней исторические пояснения, на примерах из нее изучали поэтику и грамматику, перекладывали стихи в прозу и обратно, прозу в стихи. Для всех, при первом чтенье ощутивших сверкающую прелесть ее стихов, они давно поблекли. Мелодия стала неразличима в звуках разбитой шарманки, изо дня в день скрипевшей одно и то же. Ни до кого уже не доносился чистый девичий голос, в котором вдруг начинает звучать суровый звон мечей, слышится биение сердца, - больше не прикрытого панцирем, и шелест ангельских крыльев, распростертых светло и грозно. Юношам, которых со временем повергла бы в трепет почти сверхчеловеческая непорочность этой пастушки, тем, что полюбили бы в ней торжество слабости, плакали бы над душевным величием бедняжки, оставленной небесами и превратившейся в робкую, беспомощно влюбленную девочку, уже не доведется так скоро пережить.

Пройдет лет двадцать, прежде чем Иоанна перестанет быть для них докучливой педанткой.

 

23 марта
Fromm1900. Родился Эрих Фромм, известный психолог, завоевывавший признание после публикаций трудов по аналитической социальной психологии, в которой объясняется концепция личности, а объектом изучения становятся воздействия механизмов психологии и социологии на формирование этой личности. Среди самых известных трудов Фромма «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и другие.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Эрих Фромм

 Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность. Эрих Фромм

Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью – ответственность за свое существование. Эрих Фромм

Read more...
 

Продолжаем публиковать материалы уроков доброты!

   Нажимать на снимок!

Созвездие уроков доброты в Ростовской области
Учителя Ростова-на-Дону и Ростовской области присоединились к международной акции «Созвездие Уроков Доброты». В первые дни весны, когда все живое устремляется к Солнцу и Любовь с новой силой льется в нашу жизнь, особенно важно наполнять каждую мысль, каждый поступок чувствами Света и Добра во всех проявлениях: сострадания, милосердия, радости, - и щедро дарить миру. Этому и были посвящены уроки, проведенные ростовскими учителями. Общим девизом уроков Доброты 2012 года стали слова мудреца Лао-Дзы: «Доброта слов создаёт доверие. Доброта мыслей создаёт глубину. Доброта дарения создаёт любовь». Однако уроки были разноплановыми и неповторимыми, учителя вместе с детьми искали ответы на важнейшие вопросы: Что такое Доброта? Что значит – Быть Добрым? И что значит – Творить Добро?

Read more...
 

Статья Марианны Озолиня  о Шалве Александровиче Амонашвили "Учитель Света"  размещена в Интернете - в журнале "Педагогика Культуры"

http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2012_2/Ozolinya.htm

 

Вчера по 1 каналу в новостях был сюжет, достойный обсуждения в нашем сообществе. О силе мысли, желания, об устремлении и любящем сердце. И конечно, о теме новых детей.

http://www.1tv.ru/news/world/201271

 

13 марта

Makarenko1888. Родился Антон Семенович МАКАРЕНКО. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД – 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма» (1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями – «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами – повесть «Честь» (1937–1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» – исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета.

Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.

А.С. Макаренко

Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне.

А.С. Макаренко

Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

А.С. Макаренко

Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

Виктор Гюго

 

Информационное письмо

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

К настоящему времени прошло Одиннадцать Международных Педагогических Чтений. Во многих странах, городах созданы Ассоциации, Центры, лаборатории гуманной педагогики, где стало доброй традицией предварять Международные Чтения своими встречами. Одной из  форм работы Чтений и встреч являются мастер-классы, создающие особую творческую атмосферу, утверждающие и развивающие общую тему Чтений. Накоплен богатейший материал, демонстрирующий новые методы  и приемы  в практическом осуществлении идей гуманной педагогики.
По просьбе Ш.А. Амонашвили мы начинаем создание «Антологии мастер-классов», демонстрирующих богатство и разнообразие возможных подходов для воплощения идей гуманной педагогики. Такая Антология станет нашей общей копилкой и обогатит многих учителей новыми идеями, даст новые импульсы к творческому поиску, поможет найти себя.
Просим каждого из вас стать создателями «Антологии мастер-классов гуманной педагогики» на Международном сайте гуманной педагогики, что станет ярким подтверждением нашего пути сотрудничества и духовной общности.
Материалы с пометкой «Мастер-класс» просим высылать на электронный адрес:  This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it     Вере Георгиевне Акимовой.

С пожеланиями вдохновения и творчества

Член Координационного Совета
Международного Центра Гуманной Педагогики       В. Г. Акимова

 

12 марта

Vernadskij1863. Родился Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ, академик — основатель геохимии, с именем которого связано учение о ноосфере, крупнейший русский ученый XX века. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии наук СССР, на мировоззрение многих людей, познакомившихся с его трудами, насчитывающими более 700 наименований.

"Процессы, подготовлявшиеся много миллиардов лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, т.е. в  жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».
                                       В.И. Вернадский
 
В истории развития человечества значение мистического настроения – вдохновения – никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.
                                             В.И. Вернадский

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.
В.И. Вернадский

Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.
В.И. Вернадский
 

Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывают еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением.
В.И. Вернадский

 Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.
                                     В.И. Вернадский

Учёные – те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часть сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.
                                 В.И. Вернадский

 VernadskyЯ вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня. И это искание, это стремление – есть основа всякой научной деятельности.
В.И. Вернадский

 
More Articles...
« StartPrev414243444546NextEnd »



Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.