Лицей уникален многими новообразованиями, которые выводят его из обычных рамок и показывают один из самых перспективных путей будущей школы.
При советской власти Школа Щетинина прошла голгофу от разгромов до возрождения, она выстояла. Не менее сложные испытания пережила она в условиях становления новой государственности. Они были сверх понимания для здравого смысла: школа не финансировалась государством в течение ряда лет, но она выжила; не имела нормальной материальной базы, но собственными силами, с участием учеников и при поддержке общественности были построены образовательные и жилые корпуса, библиотека, читальный зал, столовая, кухня, опять-таки без всякого финансирования со стороны государства; криминальные силы старались отобрать территорию, потому подожгли один из корпусов, и ученики и учителя во главе со своим руководителем перенесли этот удар.
И наконец вроде бы наступил спокойный период для дальнейшего творческого развития.
Но вот в начале сентября 2019 года, когда Вы, глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, возглавляете Министерство просвещения РФ, Школа Щетинина терпит мощнейший удар, как говорят, ниже пояса: по решению судебных органов лицей закрыт на три месяца, ученикам и родителям предлагают разъехаться по своим городам и странам и продолжить учиться в других школах, а руководству лицея предлагается устранить упущения в строительстве жилых и учебных корпусов и оформить документацию.
Сейчас Школа Щетинина опечатана, но ученики, влюбленные в свою родную школу, не собираются бросать ее в беде, хотят тоже отпраздновать начало учебного года, продолжить учение и своими руками поправить недочеты, на которые указывают проверяющие органы.
Да, здания, которые строили в тяжелые времена ученики и их учителя, могут иметь отклонения от нормы, но все они исправимы, и нужные бумаги тоже могут быть составлены. Было ли так необходимо запретить образовательный процесс?
Я абсолютно уверен, что предпринимается попытка окольными путями вообще прекратить работу этой школы, которая становится головной болью для некоторых чиновников.
Если Школа Щетинина в течение многих месяцев не будет функционировать, а ученики будут отправлены по домам (многие из них из далеких городов и разных стран), и если учителя за это время тоже найдут свой путь, а сам Михаил Петрович Щетинин (он еще реабилитируется после перенесения тяжелой операции) сникнет, тогда коварный план будет исполнен. Земля, расположенная близко к морю, корпуса, построенные учениками, перейдут в руки людей, которые, может быть, стоят сейчас в тени и с нетерпением ждут «исполнения» закона. И это станет позором для всех нас, современников Щетинина, которые не уберегли маяк образования.
Может быть, глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, руководящим органам образования, самому Министерству просвещения проявить хотя бы на этот раз честную заботу о Школе Щетинина и просто помочь, чтобы быстро устранить все недостатки, подготовить нужные бумаги (я точно знаю, людям, творящим школу, нужна такая помощь), и не поднять излишнего шума о том, что Школу Щетинина закрывают, захватывают, и не вызвать искусственного недовольства, а то и возмущения весьма широкой российской и международной общественности...
Школа Щетинина абсолютно новая и, не побоюсь этого определения, гениальная образовательная система, имеющая мировое значение. Здесь ученики не то что готовятся к жизни, они уже живут той нравственной и духовной жизнью, которая есть мечта будущего. Здесь они не ученики в буквальном смысле этого слова, а чувствуют себя как граждане великой страны. Здесь действительно материализуется указание президента страны о духовных скрепах. Здесь понятия «Родина», «любовь к Родине», «дружба», «взаимопомощь» являются нравственными категориями учеников. Здесь гармоничное развитие и становление личности растущего человека являются действительностью. И какой еще фейерверк новых, изумительных педагогических методов, которые выводят каждого ученика на свою линию познавательного и личностного роста!
Дополнительно ко всему ученики лицея сдают ЕГЭ крайне удачно.
Творческая жизнь Михаила Петровича, которую он всецело посвящает Родине, вызывает искреннее восхищение и трепетное уважение.
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, образовательный мир может задать вопрос: как это получается, что этому удивительному педагогу не присвоено звание «Народный учитель России», почему ему не присвоено звание «Герой России»? Он давно заслуживает высших почестей, хотя сам очень равнодушен к таким притязаниям. Но заботливая власть ведь должна ценить и беречь тех редких своих граждан, кто трудится во славу своей Родины?
Почему получается так, что вместо помощи человеку, который своим талантом и самоотверженным трудом, своим высочайшим творчеством вносит бесценный вклад в образование, несет Родине дары, не требуя взамен ничего, мы отдаем его на растерзание людям, не знающим, с чем и с кем они имеют дело?
В таких случаях часто мы слышим: перед законом все равны.
Я не спорю с этим, закон есть закон. Но что нам мешает помочь Михаилу Петровичу, чтобы законодательные акты в пространстве лицея были приведены в порядок?
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна, обращаюсь к Вам лично потому, что Вы обладаете властью предостеречь историю российского образования от позорной страницы, которая разворачивается в жизни Школы Щетинина. Российское общество с большим удовлетворением восприняло идеи, которые Вы провозгласили сразу после Вашего назначения министром. Высшим проявлением тех намерений может стать поддержка Михаила Петровича Щетинина и им созданного лицея в эти сложные дни для них.

P.S. Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Только что мне сообщили родители, дети которых числятся в Школе Щетинина, что к ним домой приходили представители власти и, угрожая опекой, заставляли написать заявление об отчислении ребенка по собственному желанию. Это факт. Вы, может быть, скажете, что это произвол местных властей. Но кто за этим произволом стоит? Неужели министерство действительно ведет преднамеренно злую деятельность по уничтожению Школы Щетинина?

Шалва АМОНАШВИЛИ,
академик ГАН РАО, профессор, доктор психологических наук, дважды лауреат Премии Правительства РФ по образованию, почетный президент Международного центра гуманной педагогики

«Учительская газета», №37 от 10 сентября 2019 года

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.