Знакомясь с планом работы школы 1970 года, мы были удивлены подробным перечислением бесед, которые рекомендовались для учащихся от 1 до 10 класса. Количество их для каждого класса более ста и все они очень глубокие, например некоторые беседы для 8 класса:
Никогда не забывай, что ты живёшь среди людей. Делай добро не только тогда, когда тебя видят люди, гораздо больше сил нужно для того, чтобы быть настоящим человеком тогда, когда тебя никто не видит.
* В детстве, отрочестве, юности ты всё берёшь в долг, помни про это.
* Вся суть нашей жизни заключается в том, что все мы обязаны. Может ли быть иначе.
* Что такое счастье бытия?
* Кроме счастья в человеческой жизни есть горе, беда, боль, беспокойство.
* Безлюдной улицей идёт ребёнок, в глазах у него отчаяние, страх, - что ты должен делать?
* Помни, что есть жизнь и смерть. Нужно уметь правильно жить, но и по-человечески умереть. Люди делят радость с другими, а умирают в одиночестве.
* Помни, что ты тоже постареешь. Присмотрись к бабушке и дедушке – таким же будешь и ты через несколько десятков лет.
Главное, на что обращалось внимание в Павлышской школе, – это выращивание Человека в человеке через создание духовной общности между учителем и учеником. Понятие, к сожалению, совершенно забытое во многих современных школах.
Шалва Александрович Амонашвили, посещая Павлышскую школу, подарил музею томик Антологии Гуманной Педагогики, посвящённой В.А. Сухомлинскому с такой надписью:
«Все учения Василия Александровича Сухомлинского - Свет из Будущего. Для современного учителя нет более достойного и благородного занятия, чем устремиться к этому Свету и творить в сердцах учеников устои духовно-нравственной жизни».
Наследие Василия Александровича Сухомлинского многогранно, в нём найдёт для себя ответы на трудные вопросы воспитания и учитель, и родитель и тот, кто только мечтает иметь детей. Оно обладает важнейшим качеством классики – никогда не стареть и быть современным во все времена и эпохи. Возможно, через 100 – 1000 лет многое изменится в нашем мире, неизменным останется главное – мир всегда будет нуждаться в настоящем человеке и в тех, кто может его воспитать.
Василий Александрович мечтал превратить педагогику в науку для всех, поэтому писал простым и доступным языком и, конечно же, обращался к языку сказки. Интересно, что сказки писали многие великие педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Януш Корчак. Ясность изложения, поэтичность образов и их яркость, простой и мудрый сюжет делают сказку особым типом реальности, в котором ребёнок и читающий взрослый вместе переживают настоящие человеческие чувства и ощущают присутствие Божественной Любви.
Сказки Василия Александровича – это символический рассказ о Пути Человека, который прошёл он сам. В его сказках отразился Вечный Свет, преломлённый через личность школьного учителя. Музыка и образы сказок создают неповторимое внутреннее пространство, и в нём присутствует сам Василий Александрович, загадочный, глубокий и понятный одновременно, такой любимый и близкий школьный учитель.
Накануне его дня рождения вспомним одну из самых светлых сказок Василия Александровича Сухомлинского, написанную в письме дочери Ольге.Что такое любовь?

Когда Бог создал мир, он расселил все живые существа на земле и научил их продолжать свой род. … Отвёл мужчине и женщине поле, показал, как строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна. «Живите и продолжайте род свой, - сказал им, - а Я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас».
Приходит с Архангелом Гавриилом ровно через год. … Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша. Перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, Бог видел в них красоту и какую-то неведомую силу, красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля. …
- Что это?- спросил Он Архангела Гавриила.
- Это любовь.
- Что значит «любовь»?
Архангел пожал плечами. Бог подошел к мужчине и женщине и спросил их, что такое любовь. Но они не смогли объяснить ему. Тогда Бог разгневался.
- Вот вам моё наказание: с этого мгновения вы будете стареть. Приду через пятьдесят лет и посмотрю, что осталось в твоих глазах, человек…
Пришёл Он с Архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. Под избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел Бог в глазах мужчины и женщины красоту ещё более могучую и силу ещё более сильную, и ещё что-то новое прибавилось к тому.
- А это что? – спросил Он Архангела.
- Верность, - ответил тот. И вновь не смог объяснить.
Ещё пуще разгневался Бог.
- Мало тебе старости, человек? Так недолгим будет твой срок. Приду ещё и посмотрю, во что превратится твоя любовь.
Пришёл Он с Архангелом Гавриилом через три года.
Видит: сидит мужик над маленьким холмиком. Глаза у него грустные-грустные, но в них всё та же непостижимая красота и та же сила. И уже не только Любовь и Верность в них, но и что-то ещё.
- А это ещё что? – спрашивает Он Архангела.
- Память Сердца. …
Этой сказкой Василий Александрович в письме дочери отвечает на вопрос: «Что такое любовь?», а заканчивает письмо следующими строчками.
«Вот что такое любовь, доченька. Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек. И, собственно, только тогда, когда он умеет любить по-человечески, он и Человек. Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым» (Сухомлинский В.А. Книга о любви. М.: «Молодая гвардия», 1983. С.171-172).
Уважаемые коллеги, расскажите эту сказку своим детям, пусть в наши осенние классы, заполненные суетой и строгим регламентом выполнения программ, тихо войдет солнечный луч мудрости Василия Александровича Сухомлинского.
Составитель: Виктория Бак
 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.