В выступлении Шалва Александрович отметил, что «Память – основа духовного бытия человека, это – преодоление смерти, основа нравственности и совести, врата в будущее. Моральный климат памяти невозможен без любви. Обращение к старому в новых условиях дает новое понимание настоящего и будущего. Память – это огненный свет, его можно сравнить с жемчужиной. Как моллюск из песчинки выращивает драгоценный камень жемчуг, так и мы из всего пережитого должны извлекать опыт, улучшающий нас. Мы созданы, чтобы развивать мир через развитие себя, а это невозможно без морального климата памяти, в котором мы набираем жемчужины опыта.
Память делает нас людьми, поэтому помни: слово отца; молитву бабушки; совет друга; радость ребенка; мудрость прохожего. Если кого-то обидел – проси прощения. Если обидели тебя, то забудь и дай человеку забыть о своей ошибке. Из ошибки извлекай урок и не повторяй её больше. Помни, что всегда есть те, кто тебя любят, тебя ждут, за тобой скучают, радуются за тебя. Береги отношения людей к тебе. Верни все, что тебе дарят люди».
В первый день Чтений была организована работа Семи Лабораторий и показаны семь Мастер-классов. На Лабораториях участники Чтений смогли деятельно обсудить ключевые вопросы. Для обсуждения были предоставлены следующие темы: «Память об Учителе»; «Память: почитать прошлое, жить в настоящем, устремляться в будущее»; «Разговор с классиками»; «Сеять отборные семена в памяти детей»; «Энергия воспитания семейных альбомов, фотографий, писем, памятных вещей»; «Память – основа самосовершенствования»; «Размышляя перед портретом» (посвящается памяти В. Г. Ниорадзе).
Мастер-классы дали возможность участникам Чтений познакомиться с теорией и творческой практикой активистов движения гуманной педагогики из России, Казахстана, Литвы, Латвии, Эстонии: «Век живи, век учись», автор Е. М. Лосева, учитель гимназии «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» (Алматы, Казахстан); «Золотые стихи Пифагора, или Учитель в моральном климате памяти своих учеников», автор М. Тараховская, учитель-методист школы им. Горького (Клайпеда, Литва); «Благодарность к прошлому рождает веру в будущее», автор И. Б. Кулешова, директор «Школы Великих Открытий» (Одинцово, Россия); «Опыт восхождения по лестнице семейной памяти», автор М. А. Баранюк, руководитель Эстонского центра гуманной педагогики (Таллинн, Эстония); «Память – творящая жизнь», автор И. К. Погребняка, руководитель Латвийского Центра гуманной педагогики (Рига, Латвия); «Семейная кладовая памяти – источник духовных сил, утешения и вдохновения», автор Е. С. Евдокимова, к. п. н., доцент кафедры Волгоградского государственного педагогического университета (Волгоград, Россия); «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней», авторы Х. З. Султанова (Грозный, Чеченская Республика), начальник отдела национальной политинки и регионального сотрудничества Министерства образования и науки Чеченской Республики и Т. В. Шуртина, руководитель Хакасского Республиканского центра гуманной педагогики (Абакан, Республика Хакассия).
Завершился первый день Чтений концертом детской художественной студии «Басти-Бубу», на котором царила атмосфера радости и счастья, щедро льющаяся на зрителей через творчество детей.
Второй день Чтений дал возможность принять участие в Фейерверке педагогических идей, на нем было представлено семь фрагментов педагогической деятельности из творческой практики гуманной педагогики активистов движения гуманной педагогики.
Персонами в гуманной педагогике были представлены: Элла Исааковна Гуськова, Отличник народного образования РФ, Женщина-директор года 2010 (Москва, Россия); Игорь Александрович Киршин, к.п.н., руководитель студии «Солнечный Сад» (Калининград, Россия); Ирена Стульпинене, автор книги «Физика языком сердца».
Завершился второй день Чтений спектаклем Калининградского Камерного театра «Третий Этаж», художественный руководитель Евгений Мышкин, «Метод мисс Маргариты» (по пьесе Роберта Атаида).
Третий День Чтений был посвящен обсуждению работы Лабораторий и Мастер-классов, обмену мнениями и торжественной церемонии награждения.
В заключительном слове перед участниками Чтений Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Наша задача меняться и стать другими учителями, Учителями от Бога. Дарить свою любовь детям нужно красиво, так, чтобы они захотели её принять. Гуманная педагогика – это открытая система и потому нужно объединять усилия всех для гуманизации школы. Она требует развитие через источники, такие как Святые Писания, Библия, Коран, педагогическая классика, философская литература. Школа нуждается в творчестве, поэтому в любых условиях нам необходимо творить. Наша творческая практика питает гуманную педагогику. Изменяйте себя, убирайте гнев и раздражение. Берегите свое время, время, потраченное на возмущение, потрачено зря. Давайте освободимся от всякого раздражения
Радуйтесь урокам как ступенькам роста. Школа не любит преподавателей, школа любит учителей. Если ты учитель, то учишься от детей на уроках. На творческих уроках воспитываются и ученики и учителя»
Завершились Пятнадцатые Педагогические Чтения коллективным исполнением Гимна Гуманной Педагогики.
Следующие, Шестнадцатые Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике пройдут 24-26 марта 2017 года в Минске в университете им. Максима Танка. Тема Шестнадцатых Чтений «Полюбите будущее, крылья вырастут».

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.