Дружный коллектив единомышленников, приехавших, из разных уголков России (таких как Миасс, Магнитогорск, Верхнеуральск, Белорецк, Сибай, Троицк, Копейск, Уфа, Челябинск) спешил поделиться опытом, мыслями, теплом своих сердец. Атмосфера Чтений помогает совершать новые открытия, знакомиться с новыми людьми, обрести союзников, а возможно и последователей. Обширное разнообразие литературы, которая выставляется на Чтениях, помогает не только еще больше углубиться в атмосферу Гуманной Педагогики, но и унести эту частичку с собой. «Гимн гуманной педагогики» уже традиционно открывает региональные чтения. На Седьмых чтениях он прозвучал в исполнении преподавателей Детской музыкальной школы № 3, города Магнитогорска. Приветствовали Чтения Директор Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО МГТУ имени Г.И.Носова Ольга Владимировна Гневэк и Александр Викторович Хохлов, начальник Управления образования администрации города Магнитогорска. Татьяна Галянская, учитель математики города Миасса, предложила презентацию, цель которой настроиться на осознание темы Чтений, на ее актуальность в наше столь непростое время, и торжественно, с почтением напомнила о наших великих учителях, ученых-академиках, философах, педагогах, мудрецах, произведения которых позволяют нам духовно восходить и вести за собой учеников: Дмитрий Сергеевич Лихачев, Людмила Васильевна Шапошникова, Шалва Александрович Амонашвили. Как отметил Д.С. Лихачёв в письме «О ПАМЯТИ», «совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». Из года в год Николай Константинович Фельк, директор школы № 1 города Миасса, старательно стремится выполнить домашнее задание Шалвы Александровича, читает «Манифест гуманной педагогики», да не один, а с коллективом, да ещё стремится жить в соответствии с прочитанным, и своими размышлениями он поделился в выступлении «Кодекс чести и служения учителя – путь совершенствования современного педагога». Николай Константинович пришел к выводу, что функциональные обязанности учитель выполнить может, а вот добровольно жить и следовать Кодексу не каждый готов. В выступлении «Глубинная память» Светлана Владимировна Ступак, заместитель директора по культуре АНКО «Звенигород» напоминает нам, что сознание человека творится энергией всего человечества. Эта энергия претворяется в культурной деятельности людей. Со дня своего существования человечество ткёт пространство культуры, которое вбирает в себя всю совокупность продуктов материальной и духовной деятельности. Именно Культура пробуждает в человеке глубинную духовную память. Анна Середа, учитель музыки школы № 1 города Верхнеуральска подтверждает мысли Светланы Владимировны выступлением «Культура народа – основа морального климата памяти». О единстве народа, коллектива, который стремится к Культуре, к Свету, размышляет родитель, адвокат по профессии Тагир Рифкатович Ильгамов (г. Магнитогорск). Выступающий подчеркнул, что все начинается с семьи, где каждый член семьи является значимой стрункой в большом оркестре. Уникальные мастер-классы, проведенные педагогами и учеными разных областей науки дают возможность глубже познать самих себя и окружающих. В их числе «Растущий человек как субъект образования» – Т. Ф. Орехова, доктор педагогических наук, «Мы в ответе за наше будущее» (для родителей будущих и настоящих) – Т.В. Кружилина, доктор педагогических наук, «Духовное здоровье учителя – основа здоровья поколения» В.Ф. Неретин, кандидат педагогических наук Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО Магнитогорского технического университета имени Г.И. Носова. Общечеловеческие духовные ценности определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человека и общества. Благодаря становлению общественных отношений, образованию социальных коллективов и общностей формировалась мораль, как одна из древних форм общественного сознания. Формирование духовных ценностей, морали происходит с помощью языка сердца. Становлению внутреннего мира способствует мысль, оформленная в письмах, которые являются сокровенным источником души. О таких письмах, написанных языком сердца нам поведали Татьяна Лихачева, Елена Макаровская (город Миасс), в выступлении «Письмо и память сердца» (из опыта работы с книгой Д.С. Лихачёва). Основную цель чтений выразила в своём выступлении Наталья Берек-Иванова, поэт, город Уфа: «Для восстановления языка и сердца мы и собираемся». А каким же должен быть язык сердца? – размышляла Лидия Алексеевна Сергеева, учитель русского языка и литературы (город Бакал) в выступлении «Уроки литературы – такие разные: привычные, необычные и нестандартные». Музыкальное оформление чтений представила Детская музыкальная школа № 3, города Магнитогорска. Творческое оформление чтений – дети, студенты, аспиранты и преподаватели Детской художественной школы и Магнитогорского технического университета. Чтения предоставляют то, ради чего живет любой Учитель, и по совместительству Ученик – Знания души и сердца. Это то, что движет сам процесс развития человечества и побуждает нас разрешить насущные вопросы, приподнять завесу прошлого и найти ответы для дня настоящего и будущего. |