УЧИТЕЛЬ МОЙ, УЛЫБНИСЬ МНЕ


В Калининграде прошли юбилейные X Международные педагогические чтения

В столицу янтарного края собрались участники ассоциаций Гуманной педагогики. В течение двух дней участники мероприятия – ученые, преподаватели вузов и школ, психологи, родители, специалисты образования России, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Украины - делились своими наработками. Основной лейтмотив встречи: «Память - основа совести и нравственности, основа культуры и эстетического понимания культурных ценностей».
Среди именитых гостей, посетивших Калининград, был и основатель гуманной педагогики, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, почетный президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили (Грузия).
Перед началом сессии Шалва Александрович дал интервью корреспонденту «Калининградской вечёрки».
- Что лежит в основе гуманной педагогики?
- Любовь к ребёнку, к человеку,1духовная составляющая. Сам я учился у классиков мировой педагогики – Ушинского, Сухомлинского, Януша Корчака, Макаренко и других.1Так вот Константин Дмитриевич Ушинский считал, что1«смысл гуманного воспитания есть воспитание духа».1Если в процессе обучения не происходит облагораживание человеческой души, то неизвестно, какое место займут полученные знания в душе человека, и как он впоследствии ими распорядится. Дмитрий Менделеев говорил, что знания без воспитания подобны «мечу в руках сумасшедшего». Духовное воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учёбы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей.1
- Шалва Александрович, вы уже более 40 лет пропагандируете гуманный подход к детям. Но почему-то в учебных учреждениях Калининграда применяют, например, занятия по развивающей системе Монтессори, а вот о гуманной педагогике мало слышно. Почему так?
- Традиционная педагогика на постсоветском пространстве строилась на авторитаризме учителя, на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо – наказываем, учится - отлично, не учится - плохо. Педагогический процесс гуманной педагогики учит духовной устремленности вверх, учит принятию ребенка таким, каков он есть. Для учителя это очень непросто. Педагог думает, что при этом он роняет свой авторитет перед учениками. К тому же он находится под давлением вышестоящих руководителей. Ему нужно работать, зарплату получать. А мы предлагаем ему непривычный подход к ребёнку, иной путь.
А этот путь, кстати, на государственном уровне одобрен еще в 1993 году. Тогда министерство образования России выпустило письмо, где учителям предложили на выбор несколько систем развивающего обучения - Занкова, Давыдова, Амонашвили и еще два других. И если учитель выбирает гуманную педагогику, ни один директор не может ему это запретить. При этом нельзя навязывать гуманную педагогику, как нельзя навязать доброту. Можно только предложить. Ведь это требует от учителя огромного духовного труда. Ему приходится преобразовывать себя.
- И что Вы учителям предлагаете?
Мы проводим семинары, где учим педагогов обретать смелость учить по-другому - прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята оценили доброту души учителя, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка, и познания самого себя.
Сейчас всё большее количество учителей на постсоветском пространстве решаются прибегать к гуманной педагогике. В том числе и в Калининграде. У вас очень много талантливых и чудесных педагогов.
Так что принцип гуманной педагогики постепенно входит в массовую практику. За что я и получил два раза Премию правительства РФ в области образования.
- Мне кажется, принцип гуманной педагогики чаще всего применяется в семье.
- У большинства любовь довлеющая, силовая любовь: «Я для тебя работаю, а ты чем занимаешься?», «Это не трогай, не бери». Говорятся эти слова из любви к ребёнку. А ребёнку нужна другая любовь. И забота такая находится в противостоянии к ребёнку.
В любви нужна нежность, осторожность, мудрость. Уважение нужно в любви, сострадание, сочувствие, равноправие. Больше свободы, согласия, улыбок и доброты. Что требует духовной перестройки от родителей, перестройки привычек, образа жизни.
У каждого ребёнка есть свой путь, своя миссия и задатки. Эти задатки просыпаются не сразу. Пусть ребёнок пробует заниматься всем, а потом сам определит, что ему по душе. Не стоит навязывать ему свои решения, довлеть над ним.
- Но складывается впечатление, что современным ребятам кроме компьютера ничего не надо.
- Это удовольствие, которое минует сердце и разум. Без культурной основы грязь, которой полон интернет, оседает в сердцах детей. Это то же самое, что научить дитя писать, но не объяснить, что нельзя писать похабщину. Надо находиться радом с ребёнком и терпеливо объяснять ему, что такое хорошо, а что такое плохо. С раннего детства ребёнку нужно давать слушать Чайковского, читать «Маленького принца», прививать вкус, чтобы он видел, что есть свет, а что есть тьма. И тогда компьютер понадобится для развития, чтобы брать оттуда стихи, познавать мир.
- Ваше отношение к преподаванию основ религии в школах?
- Я сторонник Ушинского, который сказал: «В школе должна присутствовать разумная религиозность». Во что-то мы должны верить. И православие даёт нам очень хорошую опору. Сейчас в Европе отходят от традиционных ценностей, отсюда и однополые браки. Мы должны воспитывать своих детей в традиционных нам ценностях. Вот, например, калининградский педагог Игорь Киршин несёт эту веру своим ученикам, но не на словах, а в делах, в творчестве, в поэзии и игре. Не навязывая прямолинейно утверждения, а давая подтекст. Дети это впитывают и становятся добрыми, благородными, честными и прекрасными гражданами. Вот это и есть истинная школа.
- Шалва Александрович, Вы много с лекциями ездите по миру. Скажите, сильно отличаются дети друг от друга в разных странах?
- Определённый отпечаток накладывают обычаи народа, в котором они проживают. Но дети есть дети. Они все творческие натуры, все самобытны и интересны. И среди них есть одна связующая опора – честность и талантливость. Где бы я ни был – одни талантливые дети. Их так много сейчас! Мне кажется, что столько талантливых детей ни в 30-е годы, ни в 70-е, ни в 80-е не было.
- Может, талантливых детей стало больше, потому что взрослые перестали на них давить и всё чаще применяют принципы гуманной педагогики?
- Согласен. Но я и не исключаю того, что Высший мир руками детей хочет помочь нам сделать мир добрее и безопаснее, посылая в мир чистые души. Если мы допустим эту мысль, это поможет нам в воспитании прекрасного поколения.


ВРЕЗКА:
Основные положения гуманной педагогики:
Законы учителя:1любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы:1очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
Заповеди:1верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребёнку.
Опоры в ребёнке:1стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя:1доброта, откровенность и искренность, преданность.

ТАТЬЯНА ПЕТУХОВА, руководитель комитета образования Калининграда:
«Не каждый учитель выбирает для себя такое направление, как гуманная педагогика. Но мы всегда с готовностью предоставляем площадку для общения своих коллег из разных стран. Потому что в итоге от этих встреч выигрывают не только сами педагоги, но и дети, в отношении которых применяются принципы этого направления».


Ирина ШАКЛЕИНА

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.