Поэтому мы рады были тому, что очередные Московские Родительские чтения собрали более 240 участников из школ, гимназий, колледжей, техникумов, Академий города Москвы, а также педагогов, студентов и родителей из Твери, Истры, Ногинска, Рыбинска. Нам кажется, что Четвертые Московские родительские чтения сделали еще один шаг в реализации Государственной семейной политики и решении проблем семейного воспитания. Открывая Московские Родительские чтения, К.Ш. Мансурова призвала молодое поколение уже сегодня задуматься о миссии семьи в современном мире, об осознанном выборе спутника или спутницы жизни, о роли женщины в семье как матери и хранительницы домашнего очага, от которой зависит духовная составляющая семьи и ее эмоциональное благополучие. На Чтениях работали секции: – Условная и безусловная родительская любовь (Руководитель Д.Д. Седова, к.ф.н., преподаватель педагогического колледжа № 8 «Измайлово» г. Москвы); – Основной закон семьи: семейная Конституция (Руководитель Е.С.Балдина, преподаватель педагогического колледжа № 8 «Измайлово» г. Москвы, Почетный работник СПО); – Семья: прошлое, настоящее, будущее (Руководитель Т.Д. Габелко, заместитель директора по воспитательной работе Педагогического колледжа № 8 «Измайлово» г. Москвы, Заслуженный работник культуры Казахской ССР); – Осознанное родительство: от сердца к сердцу (Руководитель М.В. Смирнов, председатель областного отделения Гуманной педагогики г. Рыбинска); – Аксиомы семейной гуманной педагогики. Встреча Путников Вечности (Руководитель: В.Г. Акимова, методист ГБОУ ЦД г. Москвы, Рыцарь гуманной педагогики); – Без сердца что поймем? (Руководитель Е.Р. Стеценко, преподаватель педагогики и руководитель СНО педагогического колледжа №18 «Митино г. Москвы); – Эмоции ребенка как послание взрослым о его внутреннем состоянии (Руководитель С.Н. Поплавская, учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1565 г. Москвы, Рыцарь гуманной педагогики); – Общение в семейном кругу. Какое Слово ждет Ребенок (Руководитель М.Н. Абрамова, педагог школы № 200 г. Москвы, Рыцарь Гуманной педагогики). Организаторы Чтений и руководители секций в едином порыве развивали и демонстрировали замечательную мысль С. Соловейчика и отвечали на поставленный им вопрос: «Кто видел детей, воспитанных по науке? Никто. Детей воспитывают по вере». Хочется добавить: воспитывает детей, прежде всего то, во что мы верим сами. Д.Д. Седова, преподаватель литературы, на примере разных семей, представленных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», искренне убеждала участников чтений, что «многое можно предотвратить, но не всякое можно исправить». Е.С. Балдина, проводя мастер-класс по созданию семейной Конституции, сочиняя Гимн семье и семейную символику, с помощью Фаины Раневской, утверждающей, что «семья заменяет всё», предложила задуматься и поразмышлять, что кому важнее: Всё – или Семья. Т.Д. Габелко с верой в то, что «народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего», со слезами на глазах вместе с участниками секции провозглашала одной из важнейших функций семьи сохранение в детях памяти о прошлом и веры в будущее. М.В. Смирнов и студенты Рыбинского педагогического колледжа демонстрировали результаты своей волонтерской деятельности, убеждали своим примером, открывали сердца навстречу друг другу, решали проблемные ситуации, возникающие в благополучных семьях, молодых и в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию. В.Г. Акимова, вдохновленная идеями гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, заражала участников своей секции верой в то, что «нет случайно родившихся детей. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он - путь для мира, так же как мир есть путь для него». Е.Р. Стеценко провела зимние каникулы вместе со студентами СНО колледжа в уникальной школе М.П. Щетинина, искренне и убедительно взращивала в сердцах слушателей веру в то, что «педагогика без сердца жить не может». С.Н. Поплавская вернула участников чтений в их детство, где было тепло и комфортно. Она окунулась вместе с ними в глубины чувств и эмоций, пытаясь раскрыть через погружение и боль, и радость, и веру в то, что надо беречь чистоту души ребенка. М.Н. Абрамова, работая в известной школе № 200 г. Москвы и не понаслышке зная, какое Слово ждет Ребенок, эмоционально доказывала, что «из тех же уст исходит благословение и проклятие…», а речь матери и отца – «зажженная свеча средь бела дня и факел во тьме» в жизни ребенка, и «каждый звук речи есть позвоночный столб слова…» Я. Корчак в книге «Как любить ребенка» писал: «Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка… ». Мы на Чтениях, как и великий польский педагог, не могли дать участникам советы на всю оставшуюся жизнь. Но сумели вместе поразмышлять и сделать выводы – каждый для себя. Подводя итоги Четвертых Московских родительских чтений «Семья и ее миссия в современном мире», хочется сказать огромное спасибо председателю Белорусского отделения МОД «Родительская забота» О.А. Андорало. Присланное ею приветствие участникам Чтений помогло нам определить основные направления деятельности и стратегию работы: 1. Понять, что с человека и семьи начинается народ и международные отношения; 2. Взглянуть на семью как на первичную клетку жизни, как на малую Вселенную; 3. Определить путь родительской ответственности и заботы о детях; 4. Осознать выполнение жизненной миссии родителей по восхождению к внутренней культуре; 5. Учиться постигать важнейшее искусство творить взаимоотношения. Желаем успехов всем отделениям Международного общественного движения «Родительская забота» в определении миссии семьи в современном мире.
С уважением и любовью, Т.И. Архангельская, председатель Московского отделения МОД «Родительская забота» |