Что помогает учителю сохранять творящее терпение: не взорваться, выдержать, когда раздражает темп, тон, непонятливость, невоспитанность? Этот вопрос был обращен к учителям – участникам Сибирских Чтений по гуманной педагогике, проходивших 1–2 ноября 2014 в Красноярске. В опросе приняло участие около 80 человек. При опросе был использован метод, апробированный и предложенный ученицей 10 класса города Артёмовска Донецкой области (Украина) Екатериной Чуприной в конкурсной ученической работе 2012 года «Перспективы эволюции человечества с точки зрения антропного принципа организации Вселенной и взглядов учёных – космистов В.И.Вернадского и К.Э.Циолковского». В основе метода положены 3 теста креативности Элиса Пола Торранса, изначально предназначенные ученым для диагностики творческого мышления: 1. перечислить как можно больше способов применения какого-либо предмета; 2. назвать как моно больше его определений; 3. составить предложение из четырех слов, начинающихся с одной и той же указанной буквы. Учителям было предложено назвать предмет или явление, которое помогает сохранять спокойствие, не раздражаться, указав на его свойства, функции и составить с ним предложение из четырех слов.
Несколько раз учителя указывали на необходимость обращения к физическому ритму, дыханию, спокойному, глубокому, ровному, медленному: "Дыхание держит душу в добре". При этом указывается на важность вдоха и счета, паузы, остановки, сосредоточенности, не позволяющей растерять внимание и оказаться захлестнутым эмоцией: "Вдохновение входит в вас вдохом", "Пауза повисла: пойми, прости", "Пауза плывет по пойме памяти".
Успокаивает тепло, нежное, ласковое, светлое, теплое, проникновенное, мягкое, слегка касающееся. Оно греет, дает возможность расти, расцветать, зеленеть, освещать: "Ты такое теплое, тепло". Успокаивает внимательный взгляд, улыбчивый, понимающий, задумчивый, изучающий, познающий. Он позволяет видеть, наблюдать, узнавать, сравнивать: "Внимательный взгляд видит вопрос".
Тепло и внимательный взгляд, помогающие сохранять творящее терпение, сопрягаются с мыслью о близких, дорогих людях, о маме, ласковой, милой, доброй, умной, совершенной, строгой, талантливой, пытливой, мудрой, замечательной, любимой, которая очаг, семья, жизнь, мир, любовь, радость, счастье, забота, внимание, понимание: "Милая мудрая моя мамочка". Помогает образ любимой бабушки, смиренной, спокойной, доброй, открытой, естественной, способной любить, заботиться, советовать, помогать, успокаивать, хранить в сердце память и кроки: "Благородство бабушки будет благоденствовать".
Близким и дорогим может быть учитель, прошедший по жизни, милосердный, терпеливый, любящий, дающий свет, истину, путь, жизнь вечную: "Учитель учит умению учиться". Слово учитель в этом ответе было написано с заглавной буквы. Вполне возможно, что отвечающий имел ввиду Спасителя, просто посчитал невозможным написать Его имя на случайном листке. Несколько раз встречалось указание на молитву, при этом на вполне конкретную, успокаивающую и оживляющую "Отче наш", звучную и тихую, святую, которую можно петь и произносить, читать и слушать: "Молюсь, молюсь, молюсь молитвою". Было и указание на молитву Оптинских старцев, глубокую, которую следует читать и слушать и при этом думать: "Молитва – музыка моей мысли".
Соблюсти творящее терпение помогает обращение к совести, жесткой, понимающей, которая контролирует и успокаивает: "Светлую совесть свою стерегу", – формулирует участник опроса. Не менее плодотворным может оказаться мысленное обращение к природе, спокойной, всемогущей, могучей, ее красота питает: "Природа посылает привет просящему". Можно сохранить равновесие, вспомнив о кедре, величественном, спокойном, щедром, темно-зеленом, изумрудном, сильном, добром, охраняющем и дающим тень, благоухающем, он лечит, облагораживает почву, создает укрытие.
Помогает обращение к грозе, ливневому дождю, его можно слушать, вдыхать: "Гремит роза, громадою горит".
Важно слышать музыку в себе, наводящую на воспоминания, размеренную, ассоциирующуюся с чем-то дорогим, она формирует мысль, развивает:"Моя музыка манит мелодией". Музыка может быть волшебной, красивой, успокаивающей: "Медленная мечтательная музыка меня мотивирует".
Есть среди учителей способные к саморефлексии мысли: мысль быстра, разнообразна, она меняющаяся, ответственная, помогающая думать, развиваться, способна поражать, представлять: "Мысль может менять меня".
И конечно, помогает шутка, веселая, добра, разряжающая обстановку, позволяющая посмеяться, отдохнуть и призвать к ответственности.
Проделанная работа оказалась полезной участникам в плане саморефлекции: они сформулировали, что им помогает оставаться в состоянии равновесия. Прочитанные вслух словесные зарисовки обогатили слушателей, убедили в эффективности предложенного метода работы, который можно использовать при работе в классе. Собранные вместе письменные высказывания могут служить хорошим материалом для работы над собой, оттачиванию педагогического мастерства, творящего терпения. Они подтверждают, что гуманная педагогика – это энерго- и здоровье сберегающая система. Множество бунтов предстоит пережить авторитарному учителю, действующему не во благо, повышающему голос, подавляя в себе стыд за свои поступки. Вряд ли взрослый мыслящий человек может не понимать, что он не прав, насилуя волю учеников. Оправдывая себя тем, что такова общепринятая педагогическая практика, что так выстраивают отношения с учениками многие вполне успешные коллеги, такой педагог лишь усугубляет свой непрофессионализм.
Анализ полученных материалов свидетельствует о богатстве внутреннего мира современных учителей, о том, что вопреки застандартизированности современных повседневных школьных отношений они остаются теплыми, душевными, любящими свое дело людьми, противостоящими в повседневном труде чиновничьи холодному "Стандарту педагога", первым пунктом в котором следовало бы записать: "Педагог обязан быть нестандартным", что и продемонстрировали короткие и яркие высказывания учителей.
Сообщество учителей гуманной педагогики выработало и приняло свой документ, озаглавленный "Кодекс чести и служения учителя", кардинально отличающийся от "Стандарта педагога" модальностью. На смену бесконечной череде должествований в нем пришли глаголы "хочет", "любит", "надеется", "верит", "стремится". Только повседневная устремленность, желание меняться и менять пространство вокруг себя делает учителя настоящим учителем и отличает от урокодателя, транслятора знаний, работника сферы услуг.
Учитель должен быть Солнцем для окружающих, – утверждает Ш.Амонашвили. – Нести тепло согревать всех вокруг. Его последователи преуспевают в этом.

Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. М., 2009.
2. Амонашвили Ш.А. Без Сердца что поймем? М., 2005.
3. Амонашвили Ш.А. В чаше ребенка зияет зерно культуры. М., 2008.
4. Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования. М., 2002.
5. Амонашвили Ш.А. Интервью журналу «В эфире». М., 2004. N 3.
6. Амонашвили Ш.А. Исповедь отца сыну. М., 2009.
7. Амонашвили Ш.А. Истина Школы. М., 2007.
8. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. М., 2011.
9. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002.
10. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М., 2004.
11. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
12. Амонашвили Ш.А. Рука водящая. М., 2008.
13. Амонашвили Ш.А. Рыцарь гуманной педагогики. Ларец Чести и служения. М., 2009.
14. Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать. М., 2006.
15. Амонашвили Ш.А. Трактат «Школа Жизни». М., 2000.
16. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? М., 2003.
17. Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. М., 2010.
18. Черноземова Е.Н. Повседневность настоящего и будущего в сознании детей // Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Воронеж: ВГПУ, 2012. С. 15-21.
19. Черноземова Е.Н. Учитель. М., 2014.

Черноземова Е.Н.
МПГУ, Москва

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.