Новости
Бесценные воспоминания…, бесценное время. В память впечатались образы двух чудесных женщин: замечательные жены и самые лучшие мамы на свете Валерия Гивиевна и Тамара Эдиловна. Одну подарила мне судьба, вторая дана мне Всевышним. Я их люблю и молюсь за них. Человек живет на земле столько, сколько ему отпущено и Создатель только знает, когда его призвать. Хотя разум это понимает, но сердце твердит, что мамы должны жить вечно, для Пааты, для меня, для всех детей. Наизусть знаю молитву мамы, в ней ее вера, любовь к детям, мудрость жизни и сила: О, Всевышний, как краток путь земной… Свечу мою задуть стремиться ветер. Молю, Ты смерть не посылай за мной, Пока во мне нуждаться будут дети.
Перед отъездом я ходила к маме. Ветер теребил траву на холмике. Мысленно поведав ей о поездке, я взяла землю и сказала, что повезу ее к Валерии… Это впереди… . Пока я в аэропорту. Вглядываюсь в толпу, ищу знакомые лица. Прошло два часа. Наконец-то вижу, две женщины, увлеченно разговаривая, проходят мимо. Одна оглядывается, заметив меня, широко улыбается. Вера Акимова. Я прошу племянника, который меня провожает, остановить вторую женщину, Марину Баранюк, иду к ней. А вот в роскошной шляпе идет Клара Шарафовна. Как я рада их видеть! Улыбки, объятия и искренняя радость встречи. Наверное, ничего не может сравниться с радостью встречи родных по духу людей. Дальше, регистрация, контроль, самолет, взлет и посадка, аэропорт Тбилиси. Нас встречают Марина Шишова, Марина Абрамова и Дайнис Озолс. Здесь же Елена Черноземова и Елена Евдокимова. Уже прилетели участники форума из Украины. Садимся в автобус. Дорога в Бушети. Сердце гулко стучит. Оно благодарит Всевышнего за подаренную возможность еще раз побывать на этой благосл(а)овенной земле, которая подарила нам Валерию Ниорадзе и Шалву Амонашвили. …Вот последний поворот и знакомая дорожка. Нас встречает сам Шалва Александрович. Один. Нет, не один. Она рядом…, незримо. В каждом слове, каждой улыбке, каждом цветке, каждом дереве и травинке. Валерия здесь, дома… . Здесь ждут, здесь рады гостям. Это Кавказ! Горные ручейки, стекаются из разных источников и образуют мощное движение реки, которая устремляет потоки в море. Так и представители Центров и Ассоциаций Международного движения Гуманной Педагогики из регионов и республик России (Москва, Чеченская Республика, Дагестан, Хакассия, Ульяновская, Волгоградская Новосибирская, Ростовская, Калининградская, Калужская, Амурская области, Краснодарский край), Украины (Киев, Хмельницкий, Херсон, Донецк, Севастополь, Черкассы, Белгород-Днестровский, Артемовск, Днепропетровск, Черновцы), Латвии (Рига, Смилтене), Литвы (Клайпеда), Эстонии (Таллинн) – всего 71 человек, а также из разных уголков Грузии, съехались на форум, чтобы вдохновить друг друга своими достижениями на пути к Духовности, Гуманности, Свету, Добру, Взаимопониманию и Взаимоуважению. Флаги стран и республик России обозначают международный статус нашего образовательного форума. Это люди, работающие в системе образования в учреждениях разного типа и вида, материальной обеспеченности, географического расположения, но объединенные стремлением воплощения идей Манифеста Гуманной Педагогики в педагогической практике. Этот день подходил к концу. Над усадьбой тишина и умиротворение. Завтра будет новый день…
15. 07. 2013 Утро. Я проснулась от ощущения, что произошло какое-то важное и приятное событие. Мысленно благодарю Всевышнего за новый день, за солнце, за тишину, за возможность видеть, слышать и ощущать горы, воздух, за все, за все. Солнце светит во всю. В Телави тихо и спокойно. Задаю себе вопрос: что же произошло? Отвечаю: она, Валерия, приходила ко мне во сне. Красивая, улыбающаяся. Она стояла у калитки и взмахом руки приглашала в дом. Как вчера, когда нас встречал Шалва Александрович… Величественные горы Кавказа впечатляют красотой. Сегодня торжественный и ответственный день. Переполненные светлой грустью минутами памяти, посвященные Валерии Гивиевне Ниорадзе, - Другу, Соратнику, Учителю, участники собрались в библиотеке, носящей имя В.Г. Ниорадзе. Им предстоит ответственный разговор о судьбе Манифеста Гуманной Педагогики: его настоящем и будущем. Центры и Ассоциации Международного движения Гуманной Педагогики поделятся опытом распространения и воплощения идей Манифеста в педагогической деятельности на местах. Участники форума готовы разработать, обсудить и принять приложение к Манифесту, в котором будут обозначены ценности, основные мировоззренческие взгляды и педагогические позиции гуманного педагога. Приятно удивило и обрадовало, что на нашем образовательном форуме впервые приветствовал и напутствовал чиновник такого уровня - Министр образования и науки Грузии Георгий Парменович Маргвелашвили, кандидат в президенты Грузии. В своем слове он отметил, что сегодня важно не столько дать знания человеку, сколько – воспитать Человека! Он выразил надежду, что именно идеи Гуманной Педагогики способны обеспечить решение этой задачи. Радостно было подметить великое уважение к Учителю Ш.А. Амонашвили и гордость за Грузию - историческую обитель Гуманной Педагогики. Радовало единство взглядов представителей различных регионов России и стран в вопросах педагогики сотрудничества и необходимости привнести гуманность в образовательный процесс. Об этом говорит Президент РФ В. В. Путин в ежегодном Послание Президента Федеральному Собранию на 2013 год: «… Общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились... . …Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина…. . …Школа не просто передаёт набор знаний… . …Качественное обучение без воспитания невозможно…». «Новое время требует уделить особое внимание осознанию того, что мудрость сотрудничества и единения – в служении детям и гуманной педагогике»: - отмечает главный редактор В. Кучеровский в специальном информационном выпуске МЦГП «Гуманная педагогика». В обсуждении вопросов Программы первого дня принимали участие: Е.Н. Черноземова – вице – президент Ассоциации Международного Центра Гуманной Педагогики, д. фил. наук, профессор, МГПУ (Москва); Д.М. Маллаев – Президент Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», академик РАО, д.п.н., профессор; Вахтанг Шалвович Сартания - ректор Тбилисского Православного университета им. Андрея Первозванного; В.П. Бех, первый проректор Национального педагогического университета им. М.Драгоманова (Киев, Украина), д.ф.н., профессор; А.Н.Зубков, ректор Академии непрерывного образования (Херсон, Украина); С.Ю.Степанов - директор Университетской Школы МГПУ, д.пс.н., профессор; Т. Л. Павлова - заведующий кафедрой педагогики НГПУ, к.п.н., профессор (Новосибирск, Россия). Принимали участие в обсуждении Кодекса Гуманного Педагога руководители региональных Центров Гуманной Педагогики России и других стран: Клара Мансурова (руководитель Международного общественного движения «Родительская забота»), Клим Султанов (Дагестан); Надежда Новичкова (Ульяновск), Хулимат Султанова (Чеченская Республика), Татьяна Шуртина (Республика Хакассия), Светлана Городович (Благовещенск), Игорь Киршин (Калининград), Любовь Кузькина (Краснодарский край), Елена Евдокимова (Волгоградсая обл), Нина Салиенко (Днепропетровск, Украина), Виктория Бак (Артемовск, Украина), Станислав Крук (Хмельницкий, Украина), Ирмине Погребняка (Рига, Латвия), Талис Яунземис (Смилтине, Латвия), Елена Дмитриева (Донецк, Украина), Марина Кориневская (Клайпеда, Литва) и другие. Здесь собрались представители разных стран и культур. Работали они в едином вдохновенном порыве. Недостаточно слов и красок, чтобы передать то особое, объединяющее и вдохновляющее чувство, которое не покидало всех участников второго Бушетинского образовательного форума. Было много разных мнений, не схожих, порой и противоположных. Было и несогласие, но не было отрицания. Это важно, значит, мы обязательно найдем Путь, обязательно будет результат и Единение. Ведь здесь, у подножия величественных Кавказских гор, созданная мудростью Шалвы Амонашвили Педагогика Сердца собрала и объединила людей, готовых отдать сердца другим, не требуя взамен ничего. В этот же день работы была создана редакционная группа под руководством Е.Н.Черноземовой, которой было поручено завершить работу над проектом Кодекса Гуманного Педагога. Подошел к концу первый день. Над Бушети тихо опускалась ночь. Мы ехали в гостиницу, переполненные чувствами и эмоциями событиями уходящего дня. Завтра новый день. Пусть он будет светлым для всех. Так и хочется всем людям сказать:
Тише, тише... . Не судите, это грех...
16. 07. 2013 Легкая дымка белоснежных облаков мягким покрывалом окутала вершины Кавказских гор. Дует свежий ветерок. В воздухе смешались запахи свежескошенной травы, цветов и спелых персиков. Ровные ряды виноградников, казалось, выстроились на торжественный парад. На дороге у ворот почти каждого дома - ведра, полные спелых золотистых персиков и ярко-красных нектаринов. На лицах людей приветливые улыбки. Яркие лучи солнца щедро заливали Алазанскую долину, которая расположена в самом сердце Кахетии и орошается реками Алазани и Агричай. Мы едем по дороге из Телави в Бушети. По этой дороге располагаются все древние аулы-поселения, давшие названия всем грузинским вина: Мукузани, Тибиани, Саперави, Твиши, Цинандали... Мы приехали в Бушети. Работу начали с обсуждения Кодекса Гуманного Педагога. После недолгого обсуждения было принято решение доработать содержание Кодекса и каждому свои предложения направить Шалве Александровичу - Паата Шалвович Амонашвили. Хороший сын (на Кавказе это не просто хороший сын для родителей, а гордость народа и пример для всех), любящий брат и мудрый отец. Сдержанный, умный, мягкий в общении и в тоже время устремленный в делах. Днем раньше было трудно представить, что Движение Гуманной Педагогики будет возглавлять кто-то другой, а не Шалва Александрович. Именно поэтому так сжалось сердце, когда речь зашла о новом Президенте Международного Центра Гуманной Педагогики. Всевышний милостив: Сын продолжает дело Отца. У нас появился еще один наставник – молодой, вдохновенно-устремленный, мудрый. Пусть эти два крыла придадут еще больше силы Синей Птице Гуманной Педагогики! На этом образовательном форуме было принято решение провести Тринадцатые Международные Педагогические Чтения по теме «Учитель» в Тбилиси с 21 по 23 марта 2014 года и утвердить Программный комитет Международных Педагогических Чтений в следующем составе:
Ш.А. Амонашвили – руководитель; В.Г. Александрова; В.Г. Акимова; М.А. Баранюк; Е.Н. Евдокимова; С.Л. Крук; Д.М. Маллаев; К.Ш. Мансурова; В.Г. Никитин; Д.И. Озолс; И. Стульпинене; К.Т. Султанов; Е.Н. Черноземова; М.И. Шишова; Т. Яунземис.
6. Утвердить международное жюри в составе: В.Г. Никитин – председатель; М.Н. Абрамова; Е.С. Евдокимова; М.А. Кориневская; С.Л. Крук; К.Ш. Мансурова; Д. И. Озолс; Х.З. Султанова; Т.В. Шуртина.
7. Утвердить председателем Организационного комитета Тринадцатых Международных Педагогических Чтений П.Ш. Амонашвили и поручить сформировать Организационный комитет. 8. Утвердить ученым секретарем Координационного совета М.Н. Абрамову. 9. Утвердить редактором журнала «Три ключа» В.Г. Акимову и поручить ей сформировать редколлегию. 10. Утвердить решение руководителей республиканских региональных центров оказывать финансовую поддержку в реализации программ Международного центра гуманной педагогики. 11. По решению Международного общественного жюри присвоить статус «Образовательное учреждение гуманной педагогики» "Гимназии Культура Мира» г. Дербента (Директор К.Т. Султанов). 12. Одобрить следующие методические материалы, способствующие реализации идей «Манифеста гуманной педагогики»: 1). «Авторская программа «Школа Жизни» (Ш.А. Амонашвили, П.Ш. Амонашвили). 2). «Победить себя» (В.Ф. Бак). 3). «Педагогика и родители: восхождение к культуре события» (Е.С. Евдокимова).4). «Называем новым миром познание незримого» (И. Стульпинене).
Во второй половине дня состоялась поездка в старинный храм Алаверды. Величие этого святого места и возвышенность действа, которого здесь произошло (венчание Эдуарда Михайлова и Светланы Лесовой), стали подтверждением правильности, важности, необходимости идей Гуманной Педагогики, объединившей и собравшей здесь людей разных вероисповеданий, национальных культур. Спокойствие, тишина и особая атмосфера усадьбы в Бушети располагали к познавательным и обогащающим беседам о философии жизни с профессором философии Владимиром Павловичем Бехом, об истоках грузинской психологической науки с профессором психологии Дмитрием Шотаевичем Надирашвили. Очень запоминающимся и возвышенным по своему содержанию был вечер поэзии с поэтессой из Латвии Марианной Озолиней. Это был честный поэтический разговор человека с самим собою и с миром, в котором он, рождаясь, начинает свой подъем по ступеням эволюции к вершине духовного совершенствования - Красоте. «Есть люди, в ком счастливо соединились природные дарования и жизненная мудрость, творческие способности и возможности для их реализации. К таким людям нельзя подойти с обычной меркой: их основательность, высота духа и широта натуры не позволяют сделать этого. Но повстречавшись с ними, невольно соизмеряешь их образ жизни со своим и имеешь возможность его корректировать, ведь они – наши современники и наряду с нами проживают все социальные трудности и природные катаклизмы, особенно ужесточившиеся в последнее время. Такие люди для нас пример стойкости в духе, они поднимаются над обыденностью и поднимают других».
Добро творить, как воздухом дышать,- Потребность, людям данная от Бога, Лучами сердца мир обогревать И не считать, что отдал много… Добро творить, что воздухом дышать В единстве сердца, и миров, и всех вселенных, И частью общего себя осознавать На жизненных путях благословенных. М. Озолиня
Вечерело. Каждый заново переживал события этого насыщенного, полного добрыми чувствами и светлыми эмоциями уходящего дня. Не нужно было слов. Светлые лица и открытые, искрящиеся глаза каждого говорили сами за себя. Мы вернулись в гостиницу. Потом долго еще делились друг с другом добрыми чувствами, переполнявшими нас, сидя в уютном холле гостиницы маленького, но ставшим всем нам родным городка Телави. 17.07.2013 17 июля – День Гуманной Педагогики. День подписанаия Манифеста Гуманной Педагогики. Второй образовательный форум в Бушети углубил смысл и понимание Манифеста: разработанный Кодекс Гуманного Учителя поможет каждому учителю и педагогу увидеть реальный путь восхождения к духовному гумманизму через практику учительского труда. Этот важный документ будет окончательно утвержден на Тринадцатых Международных Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике в городе Тбилиси. Манифест Гуманной Педагогики – это Манифест Любви к детям. Документ носит судьбоносный характер не только для детей наших школ, но и их родителей, воспитателей и учителей, будь то в России, Грузии, Украине, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, да и в мире. Он обращен - к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения; - к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования, каждому родителю; - к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей; - ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты. В трудное время, когда наша Земля, содрогается от человеческого эгоизма, невежества, жестокости и безнравственности, соавторы Манифеста призывают «к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении, обновлении и облагораживании образовательного мира, чтобы каждый Ребенок - воспитывался Человеком Благородным и Великодушным, - развивался духовно и нравственно, - овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага, - учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю, - любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества». Движение Гуманной Педагогики - это люди со своим особым светом души, радостью вдохновения, творческим исканием и любовью к миру, к ребенку, а главное – значит, к своей Родине. После обеда состоялась экскурсия в город Тбилиси - город контрастов. Тбилиси (Tbilisi) расположен на берегах реки Кура в западной части Грузии. Название города, переводится как "теплый источник", и сейчас в Тбилиси по-прежнему есть теплые серные источники, на их основе функционируют знаменитые тбилисские бани. Город основал в 5 веке иберийский царь Вахтанг Горгасали. В 6-м веке сюда уже была перенесена столица из Мцхеты. Сейчас это экономический и культурный центр страны, здесь расположены все органы государственной власти Грузии. Старый центр Тбилиси начинается у горы Мтацминда, названной в честь апостола Давида Гареджийского. Здесь сохранились узкие средневековые улочки, постройки многовековой давности. Один из самых древних храмов - церковь Метехи, построенная в 1293 году. В хорошем состоянии крепость Нарикала и дворец царицы Дариджан Сачино. Особенно красив главный храм Тбилиси Сиони - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Анчисхати - церковь Рождества Девы Марии, самый древний храм в Тбилиси, датируется 6-м веком постройки. Практически все здания считаются памятниками архитектуры и охраняются государством. Тбилиси, город богатых культурных традиций, здесь работает 13 различных театров. Самые старые из них - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили, первая опера была показана на его сцене в 1851 году, и Тбилисский государственный армянский драматический театр имени П.Адамяна, она основан больше 150 лет назад и является одним из крупнейших за пределами Армении. В окрестностях Тбилиси находится несколько природных достопримечательностей. Черепашье озеро - популярное среди тбилисцев место отдыха, от города сюда можно добраться по канатной дороге. Другое место отдыха - Ботанический сад, здесь собрано множество уникальных растений Кавказа, а на реке Цавкисис-Цкани расположен красивейший 40-метровый водопад. Это то, немногое, что я знаю о Тбилиси. Мы возвращались в Бушети уже ночью. Завтра все разъедутся в разные страны, города. Эти дни вдохнули в нас свежие идеи, мысли и полезные размышления, настроили на проникновение в глубину себя. Они подарили каждому незабываемые встречи с интересными людьми, обладающими глубокими знаниями и щедро дарящими их. Я чувствовала единение людей: общее желание взращивать в ребенке Благородство, Великодушие, Доброречие, Добромыслие, и от этого сердце переполнялось положительными эмоциями. Думаю, то же самое испытывал каждый, кто был здесь и прикоснулся еще раз к Педагогике Сердца.
Хулимат Султанова, руководитель ЧЦГП, Рыцарь Гуманной Педагогики |