Человек редкого мужества и упорства, неиссякаемой любви и чувства юмора учил всех нас честному и деятельному отношению к жизни, к детям, к делу, друг к другу. Мы встретились со случаем, когда Учитель Жизни, ученый и школьный учитель воплотились в одном лице. Безо всякого пафоса изо дня в день наша дорогая Валерия Гивиевна давала нам уроки проницательности и доброты, учила и малышей, и взрослых глубинному пониманию жизни и себя самих, своего места в ней, давая почувствовать и визуализировать красоту и силу мысли, делала зримым рождение прекрасных образов из прекрасных настроений и чувств, заставляла поверить в преображающую силу и мощь красоты, которая живет в сердце каждого достойного звания человека. Именно это вершилось на уроках, которые для включения в учебный процесс назывались уроками взращивания письменно-речевой деятельности.

            Можем ли мы сойти с проложенного для нас пути, перестать быть внимательными и бережными друг к другу? Отчаяться и потерять веру в себя, в чистоту и неистребимость дела, так красиво и плодотворно начатого? В эти дни многие и многие люди стремятся быть сердцем рядом с вами, посылают самые светлые и теплые слова и мысли и дают обещание продолжать и развивать начатое.

            Так будет. Станем опорой друг другу и пойдем дальше.

Ваша ЕЧ

Здесь презентация о В.Г. от Иры Алексеенко

http://files.mail.ru/JANBVE

 

 


Слово о Валерии Гивиевне Ниорадзе

24 октября, в 15.30 часов Московского времени ушла из жизни преданная спутница жизни и ярая помощница президента Международного Центра гуманной педагогики академика Шалвы Александровича Амонашвили – Валерия Гивиевна Ниорадзе, профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, академик АПСН, автор многих научных изданий и учебников, автор системы развития письменноречевой деятельности у школьников.

                                                       *   *   *

            Мне, как и многим, близко знавшим Валерию Гивиевну, трудно смириться с фактом, что ее (уже!?) нет среди нас и на следующих Чтениях в Москве она не спросит при встрече своим особым голосом и тоном, располагающим к доверию, о чем-то самом важном, не подскажет какую-то важную идею. И, самое главное, мы внутренне чувствовали, (но не всегда понимали), что когда Валерия Гивиевна вместе с нами, то все будет хорошо. Она была «сказочной» феей, приносящей удачу, радость, успех не только Шалве Александровичу, но и всему движению. Эту героическую миссию она пронесла через всю свою трудную, но радостную жизнь совместного с мужем поиска новой педагогики для Детей Света. Она и сама была Учителем Света. Всегда искала новое, воплощала это в своей работе и отстаивала это новое всею мощью своего пламенного сердца женщины–воительницы.

            Я вижу ее внутренним взором всегда собранную, красивую и благородную, сдержанную и мудрую, всегда открытую каждому собеседнику. Меня поражал ее мягкий тихий голос во время проведения мастер-классов. Ритм и выразительность интонации были уникальны. Как она умела возвысить Слово - русское слово! Вот личная запись видеофрагмента ее урока на авторском семинаре ее мужа, академика Шалвы Амонашвили, где звучат в ее исполнении стихи Николая Гумилева:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города…

            Помню до мелочей ее мимику, жесты, умело выбранный момент для паузы, проникновенный загадочный взгляд из-под темных бровей, и чуть притаившаяся улыбка в уголках губ и глаз. Правда, искренность, убедительность, прекрасные глубокие знания - все это было важными гранями ее педагогического мастерства. Валерия Гивиевна постоянным трудом самосовершенствования смогла создать удивительно светлый и радостный образ учителя Нового Времени, близкого и родного человека и детям, и взрослым ее ученикам.

            А как она любила своих учеников и щедро делилась с нами их находками, стихами, рассказам. Разве можно забыть то, как она представляла работу ученика 2 класса Кирилла Григорьева.

            Приведу отрывок из ее последней книги «Письменное слово – светоч души»: «Снова (задание) придумать рассказ, где каждое слово будет начинаться с одной и той же буквы. Кирилл – мальчик большого размаха, весь устремленный ввысь, к полетам мыслей и чувств. Про такого ученика учитель может сказать: «Большому кораблю большое плавание». Кирилл идеальный школьник, имеющий идеальных родителей.

            В современных условиях они отказались даже от телевизора, чтобы их дети – Кирилл и Соня – были полностью погружены в учение, развитие, чтение, познание, образование. Надо сказать и об удивительной родительской заботе мамы Кирилла, которая была очень благосклонна к необычному курсу письменной речи и часто удивлялась, говоря мне: «Какие интересные задания вы предлагаете детям! Спасибо ей за такую поддержку.

            Так вот Кирилл последовал моему совету обратиться к большому толковому словарю русского языка, чтобы подобрать слова для рассказа и написать его. На уроке Кирилл выходит к доске и читает «Карнавал». Класс слушает его затаив дыхание. А у меня в голове вертятся словосочетания: Идеальная работа! Высший пилотаж! Великолепно! Шедевр! Лучше не придумаешь!»

            Послушаем мысленно этот рассказ в исполнении Валерии Гивиевны, но в образе Кирилла:

Карнавал

Кавалькада клоунов катилась колесом. Крики, каламбуры, клацанье кастаньет, калейдоскоп костюмов – короче, карнавальная кутерьма.

Капрал командовал кавалергардами. Капельмейстер контролировал кларнеты, контрабасы, ксилофоны, кимвалы.

Квадрига коней катала королевскую команду. Королева красовалась. Королева куксилась. Князь кормил капризницу картошкой, курицей, конфетами, кока-колой. Королевич кашлял. Король курил кальян.

Кричали кенгуру, кружили канарейки, кондоры клевали крупу, колибри – крошки. Кактусы кололи короткими колючками кенгуру.

Капитан королевского корабля купал китов, касаток, кашалотов.

Качались качели, кружились карусели, кувыркались канатоходцы, кокетничали красавицы.

Куранты! Кончился карнавал. Кругом красочные конфетти, камелии, кивающие кроны кипарисов. Как красиво».

      

       И Валерия Гивиевна обязательно повторит последнюю фразу: «Как красиво!»

            Здесь трудно понять, кто больше радуется ученик или учитель. Пауза, сияющая широкая улыбка и вопросительный взгляд в зал… можно же делать обычные уроки радостными, светлыми и желанными для всех детей.

            Помню и момент из ее рассказа о том, как она нашла подход к мальчику, который всегда опаздывал. Кстати она никогда не ругала опаздывающих учеников, но только говорила:

            - Входи, Васенька, я так тебя ждала.

            А здесь случай более сложный. Мальчик опаздывал всегда. Валерия Гивиевна оставила его после урока и тихим голосом, каким умела говорить только она, сказала:

            -Что же ты со мной делаешь? Я же тебя люблю и без тебя уроки проводить не могу.

            Мальчик замер от удивления. Учитель любит его и без него не может проводить уроки. Это было для него откровением, которое изменило его представление о школе, о человеке, о внутренних переживаниях другого человека. И он больше никогда не опаздывал.

            Да разве можно передать всю палитру творческого мастерства такого большого учителя. Нам только предстоит еще большой труд изучения творческого наследия академика Валерии Ниорадзе. Он огромен, он совершенно новый, это важный аспект наследия классика, которого мы знали, с которым общались и вместе думали о будущем гуманной педагогики.

            Валерия Гивиевна - крупный ученый, уникальный учитель, мудрая, талантливая мать, педагог по призванию, нежный, преданный друг, соратник и опора Шалвы Александровича Амонашвили. До последних дней она вела уроки в начальных классах 200-й Московской школы, которую они создавали вместе как школу гуманной педагогики.

            Особенно важен ее вклад в создание системы выращивания письменно-речевой деятельности. Ее система основана на принципах гуманной педагогики и выстроена на идеях Л.С. Выготского о том, что в процессе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова». Это то чего не было в педагогике наших школ, но дает прекрасный результат художественного развития Ребенка.

            Ее труды будут долго помогать учителям осваивать гуманную педагогику, в которой живет ее горячее, устремленное, преданное сердце. Ушла из жизни очень важная часть творческого педагогический дуэта и супружеского союза, который мы представляли всегда как единое целое. В нашем сознании они всегда были вместе, всегда рядом. Выражаем соболезнование Шалве Александровичу Амонашвили, всем родным и близким, всем кто был рядом с Валерией Гивиевной Ниорадзе. Пусть Свет ее любви живет и разгорается в сердцах во имя блага человечества, во имя детей.

            Нам всем будет трудно без Валерии Гивиевны, но мы знаем, что объединенной мощью духа участников Международного движения, мы все сможем превозмочь. Пожелаем силы духа Шалве Александровичу, их детям, родным и близким.

*   *   *

            "Только двое – одно", - говорит древняя мудрость. Сроки у каждой половинки единого истинного Союза разные, но миссия – одна. Это в полной мере относится к Валерии Гивиевне Ниорадзе и Шалве Александровичу Амонашвили. Для нас это великое единство двух начал, две половинки, соединенных судьбой, миссией, самой эволюцией.

            В Манифесте уже живут наши допущения:

● О реальности Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

●О реальности бессмертия человеческого духа и его устремленности к вечному совер-шенствованию.

● Понимание земной жизни как отрезка пути духовного совершенствования и восхождения.

            Знаем и из материалов авторского семинара Шалвы Амонашвили, что человек рождается, а точка ухода его уже имеет свою отметину, она где-то уже стоит. С одной стороны, по-земному пока трудно принять уход дорогого человека как простую обычность. Слишком многое нас связывает.

            Но с другой стороны, в духе, в глубине сердца есть вера и уверенность, что мы будем и дальше идти вместе и помощь Валерии Гивиевны будет доходить до нас по Серебряной нити, как откровение, как вдохновение, как творческая объединенная мысль.

Валерий Кучеровский,

Руководитель Одесского областного Центра

Всеукраинской Ассоциации гуманной педагогики,

член Национального Союза журналистов Украины,

главный редактор Информационного выпуска

Международного Центра гуманной педагогики

«Гуманная педагогика»,

Рыцарь гуманной педагогики

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.