Ступени восхождения духа красоты Учителя PDF Print E-mail
Written by RU   
Monday, 16 February 2015 10:54

И.К. Погребняка
Председатель правления Ассоциации
гуманной педагогики Латвии,
руководитель Центра гуманной педагогики
Анниньмуйжской средней школы г.Риги,
Латвия
Красота духа с древнейших времён играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира. Об этом ярко свидетельствует вся история философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духовной сути красоты и её значении.
altОсобенно сильно это чувство было развито у древних народов. И Древнем Египте, и в Древней Греции красота воспринималась как источник жизни. Египтяне оберегали свои души и взоры от некрасивых вещей, понимая, что красота духа равна красоте космоса. Чтобы так ценить её, надо, несомненно, обладать высокой духовностью. Великая античная культура была основана на культе красоты. Именно в древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в единстве – истины, добра и красоты.

Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится всё более актуальной, так как в современном мире научно-технического прогресса, она утратила своё высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Ритмы современной техногенной цивилизации опережают духовное развитие человека, а это ведёт к различным катастрофам. Об этой опасности предупреждали многие деятели культуры: Г.С. Сковорода, Д. Рескин, Н.А. Бердяев, Н.К. Рерих, Д.С. Лихачев и другие. Так Н.К.Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и, прежде всего, понимания значения красоты.

Рерихи существенно изменили формулу Достоевского, сказав «Осознание красоты спасёт мир». Следовательно, мир спасёт не красота сама по себе, а красота возвышенная и утверждённая в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков. Поэтому Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте. Н,К. Рерих определяет культуру как «почитание света», как синтез трёх составляющих – науки, искусства и этики. Таким образом, в основу культуры Рерих включает триединство – знание, любовь и красота, которое созвучно античной триаде.

Чувство красоты духа, понимание её, есть главный ресурс человека и, хочется надеяться, что осознание красоты духа станет главным предметом для всей философии XXI века.
Каков путь учителя при восхождении к красоте духа? Восхождение к истине.
Для меня – это ступени, которыми пытаюсь овладеть в течение 12 лет. Это участие в педагогических чтениях, начиная с «Почему нам не стать героями духа?», «Что без сердца поймём?», «Воспитание ребёнка начинается с воспитания себя». Это поиски истины школы, моря света, желание обрести крылья, летать, разобраться в том, «как любить детей», и что для меня значит любовь. И, самое сложное – разобраться в себе: что я за человек? Говорят, какой ты человек, такой и Учитель.
Это как будто размышления о моей успешности. Сегодня об успешности говорят везде, в том числе и в школе. Что я понимаю под успешностью? В школе могут ответить, что это продвижение по карьерной лестнице, но, может быть, это ложная успешность? Может, надо посмотреть на свою личную успешность по-другому. Кого в сегодняшнем обществе считают успешным? Что нужно, чтобы мы сказали, что жизнь моя удалась? И приходит мысль о том, что успешные – это и социальные педагоги, которые помогают детям и взрослым, и спасатели, и врачи скорой помощи, и учителя, которые по 80 километров каждый день едут из села в Ригу, чтобы работать с так называемыми детьми социального риска. И, может, только благодаря таким учителям эти дети вырвутся из своей обреченности.
Писатель и эколог Дэвид Орр в своей книге пишет, что миру не надо много успешных людей. Могу согласиться, что особенная фиксация на своей личной успешности делает человека успешным социопатом. А социопатия – это когда у человека нет ни совести, ни желания побывать на месте другого. Орр: «Планете не1нужно большое количество "успешных людей".1Планета отчаянно нуждается в1миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и1любящих. Она нуждается в1людях, рядом с1которыми хорошо жить. Планета нуждается в1людях с1моралью, которые готовы включиться в1борьбу, чтобы сделать мир живым и1гуманным. А1эти качества имеют мало общего с "успехом", как он1определяется в1нашем обществе». Где найти таких людей? Мы, конечно, таких знаем: они в этом зале, и в любом месте, где мы живём, это люди, которыми гордимся. Они на расстоянии одного щелчка. А чтобы они появились, необходимо, чтобы этот щелчок произошёл в сознании. А для этого нам самим надо измениться и стать такими, каких хотим увидеть. Это и есть путь к красоте духа.
Для этого:
- Надо позволить рождаться нашим детям.
- Не применять насилия физического или эмоционального, чтобы не убить в детях потенциал, заложенный Богом.
- Воспитывая детей, заботиться об их духовности.
- Помочь понять, что патриотизм – это ходить в школу, а не курить спайсы.
- Взращивать достойных, компетентных руководителей, которые занимают пост не для того, чтобы стать очередным «успешным», но людей с моралью, готовых включиться в борьбу, чтобы сделать свою страну живой и гуманной.
Что помогает мне на пути восхождения к красоте духа? Мне в этом помогают дети. И на сей раз найти ответ на вопрос о красоте духа мне помогли пятиклассники. Вот что они об этом пишут:
- Это сила воли, это что-то, что у тебя внутри, какая-то душевная красота.
- Красота духа – это безграничная любовь к ближним и доброта. Когда у человека нет врагов, а есть те, кому он бескорыстно помогает.
- Красота духа. Я думаю, что это красота души учителя или красота души какого-то мудрого человека, как учителя. Учитель может донести эту красоту духа нам в виде знаний, и тогда мы будем тоже умными и будем нести эту красоту духа другим, и они также другим, и так эта красота духа будет передвигаться по цепочке.
- Красота духа, это когда человек понимает себя.
- Красота духа – это красота мира человека, красота души, понимания. Дух – это что-то такое волшебное, великолепное, что нельзя описать словами. Это мудрость мысли, поступка, какого-то важного решения. Именно красота духа открывает в человеке нечто иное, индивидуальное. мудрое, то, что нельзя мерить годами, опытом. это то, что нельзя узнать ни одному смертному. Человек, не понимая величия своего поступка, совершает такие дела, которые делают наш мир добрее и прекраснее.
А вот мысли десятиклассников:
- Красота духа – внутренняя сила, внутренний стержень каждого человека. То, что не даёт сдаться.
- Красота духа то, что вызывает ощущения, схожие с теми, которые рождаются при взгляде на красивую картину. Что-то прекрасное, возвышенное, не низменное.
- Красота духа – это драгоценность внутри каждого человека, богатая внутренним мировоззрением. Если человек красив духом, то он должен быть глубоко развитым, благоразумным, не совершать бессмысленных и плохих поступков.
- Красота духа – это значит быть в согласии с самим собой, знать чего ты хочешь.
- Это стремление человека, всё время жить, делая себя лучше.
- Это жизнь без обманов, хитростей и вреда другим.
- Красивая душа, красивые слова, красивые мысли.
- Это умение быть человеком. Люди с красивой душой не живут, а цветут.
- Это возможность понять мысли, понять мир и взгляд на жизнь.
А вот какие ступени для восхождения красоты духа предлагают ученики:
- Взрослый человек должен сам в душе быть таким, каким он хочет видеть своего ученика.
- Научиться любить, ценить, помогать и прощать.
- Дать возможность ребёнку быть самим собой.
- Смотреть на жизнь добрыми глазами и видеть только красивое в каждом человеке.
- Во-первых, человек должен понять сам себя.
- Для этого человек должен преодолевать трудности.
- Учиться терпению.
- Развиваться, читать, думать, задавать вопросы.
- Показать ученику Путь, а не идти по следам, потому, что, пройдя сам, ты научишься куда большему.
- Подарить ученику радость, надежду и веру в себя.
- Уметь выслушивать.
- Красоте духа может научить и привести только тот, кто владеет этими чертами сам.
- Раскрыть в себе ребенка, самому окунуться в детство.
- Научиться не бояться.
Не эти ли слова записаны в наших основных документах – «Манифесте гуманной педагогики», в «Кодексе чести и служения Учителя».
Шалва Александрович в своих книгах подарил нам слова:
- Учитель от Бога.
- Второй после Бога.
- Учитель, несущий Свет
В сегодняшнем сложном и покрытом неизвестностью мире я должна сделать всё, чтобы детям сеять добро и нести Свет. Поэтому стараюсь соблюдать законы Скале – путь к духовному восхождению. Вот эти законы:
1. Останавливаться запрещается. (Ученик: «Долго ещё ждать, чтобы всё изменилось к лучшему?» – Учитель: «Долго. Если ждать, то долго»).
2. На лестнице нельзя стоять. («Дорогу осилит идущий». Не оценивай человека по тому, где он находится, так как ты не знаешь, какой путь он уже прошёл).
3. Ступени никогда не кончаются. (После первой ступени обязательно будет следующая. Если её нет, то это возвращение обратно).
(В статье использованы материалы статьи Л.О. Поповой)
Подарок слушателям
Совет
Ни о ком не говорите плохо.
Судия над нами – Небеса.
Пусть не сыпят чёрного гороха
Ваши говорящие уста.
Терпеливо выслушайте друга.
Недруга послушайте шутя.
И в часы домашнего досуга
Про себя решите: да, пустяк!
Улыбнитесь первым после ссоры
Вашей, не простившей вас, жене.
Лишь мужчины на прощанье скоры,
Потому они в такой цене!
Попросите у отца прощенья,
Поклонитесь маме до земли.
Никакого нету в том сомненья,
Что они два Бога у семьи.
Не держите зла на дочь, на сына –
Ваше зло корнями прорастёт,
И тогда бескрайняя пустыня
В души их хозяйкою войдёт.
Я советов надавал немало
Каждой искалеченной судьбе.
Одного совета не хватало
Мне всю жизнь – совета – да! – себе.
Леонид Коваль

Last Updated on Monday, 16 February 2015 14:49
 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.