Новости
Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики»
Руководитель Нижегородского отделения Т. В. Титеева
Авторский семинар Ш. Амонашвили в Нижегородском Институте Развития образования (НИРО) с 29.09 по 02.10 2009 г. (количество участников от регионального отделения – 9 человек). Городской семинар по музейной педагогике (г. Дзержинск Нижегородской обл.) – май 2009. (творческое выступление с детьми – 12 чел.
Мастер-класс для воспитателей Дзержинского санаторного детского дома об основах гуманной педагогики - апрель 2009 г (количество участников - 15 чел). Творческая встреча (Тема «Живая планета») с учителями школы с. Хвощовска Богородского района Нижегородской обл. декабрь 2009. Количество участников – 10 чел. 3. Работа с детьми: Постоянно действующий кружок в Дзержинском санаторном детском доме. Периодичность занятий – 1 раз в неделю весь подотчетный период. Количество участников – 7-10 чел. Программа по краеведению «Светлый мой Светлояр» (фольклор, глина, флористика, музейные кроки, слайд –программы) с воспитанниками Дзержинского санаторного детского дома. 3. 3. НОУ ДОД центр «Умничка», г. Дзержинск. Творческое занятие с детьми «Живая планета» 28.03.2009 колчество участников – 25 чел. 3.4. Творческое занятие с детьми школы с. Хвощовска Богородского района Нижегородской обл. Тема : «Маленький принц» март 2009г. Количество участников – 20 чел. 3.5. Творческий концерт с воспитанниками Дзержинского санаторного детского дома в городском Краеведческом музее г. Дзержинска «Через Тернии к Звездам» - 12.04.2009 г. Количество участников – 50 чел. 3.6. Дом культуры с. Владимирского Воскресенского района Нижегородской обл. Программа «Лето, дети, досуг. Мы строим город Детства». Июнь-август 2009 г. Количество участников – 50 человек 4. Работа школьного музея с. Хвощовска Богородского района Нижегородской обл.: 4.1. Программа «Род, семья, родина» - с марта по июнь 2009 г. (Роль семьи, исследование родовых корней, понятие эволюции рода). Участники – все учащиеся школы ( 100 чел). 4.2. Беседы о Ньютоне и Циолкосвском (на базе «Физики языком Сердца» И. Стульпинене). Октябрь 2009 г. Количество участников – 15 чел.
Руководитель Нижегородского Отделения Т. В. Титеева http://www.niro.nnov.ru/?id=4144 http://www.openclass.ru/node/140913 Информационный портал города Дзержинска. Видеоматериал в том числе о родительском комитете пап. http://raidercom.ru/2010-10-06-09-49-08/161-c- Ольга Валуйская НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ СО ЗВОНКОМ! Накануне первого сентября автора этой заметки пригласили на собрание педагогов в нижегородскую среднюю школу. Тема была актуальной: школа на пороге нового тысячелетия. Учителей интересовало многое, касающееся дня сегодняшнего, прогнозы на будущее. Совсем недавно я побывала на конференции школы-семинара "Человек у порога Нового Мира". Это - детище известного педагога, доктора психологических наук, академика РАО Ш.А.Амонашвили совместно с педагогическим подразделением Международного центра Рерихов (МЦР). С 1996 г. семинар проходит дважды в год, во время летних и зимних каникул. Нынешняя конференция открылась в Горках Ленинских, а закончилась в Петербурге. Около трехсот участников - педагогов-художников жизни со всего бывшего Союза - сообща работали над новой концепцией образования. Среди них педагогов из Нижнего Новгорода не было. А так хотелось, чтобы и они узнали о семинаре. В результате встречи автора с нижегородскими учителями появились эти заметки. Уже на школьной лестнице, широкой и светлой, чувствовалось, что все готово к началу нового учебного года. Через открытую дверь класса слышатся оживленные голоса учителей. Резкий школьный звонок заставляет вздрогнуть. Что-то внутри судорожно сжалось. - Что это со мной? - удивляюсь. - Как будто боюсь чего-то. Прозвенел звонок и мне вдруг почудилось, что я - ученица, не выучившая урок. "Десять школьных лет не прошли даром", - усмехаюсь про себя. И тут же мысль о тех, кто впервые придет в школу: о тех резвых, шаловливых, тонких и очень ранимых человечках, которых появляется все больше в нашей неустроенной жизни. Неужели их тоже ждет зубрежка, журнал с оценками? Разве так уж это нужно: резкий звонок, к примеру? Ведь могла бы звучать какая-то музыка: на урок - одна, на перемену - другая. Уже сидя за школьным столом, с завистью вспомнила рассказ бабушки о старинной конторке и ее подружке, парте. "Какие глупости лезут в голову у порога нового мира", - пытаюсь отшутиться от навязчивых мыслей. И тут понимаю, что эти мысли и есть дуновение Нового Мира. Того Мира, где нет мелочей, где даже падение легкого перышка вызывает гром в дальних мирах. Ибо все связано со всем. Собрание учителей идет своим чередом: от перечисления грустных фактов веет безысходностью. Вижу, как постепенно гаснут глаза у слушателей, вянут лица. Молоденькие преподавательницы еще держатся, длинными ресницами прикрывают свои грезы. Стараюсь найти, что же тут не так? Школа гибнет? Да, гибнет. Но какая? Та самая, подавляющая душу и ученика, и учителя, авторитарная школа разваливается буквально на глазах. Не помогают ни скороспелые школьные реформы, ни спекуляции всевозможных дельцов на ниве просвещения. Глядя на это, население России содрогается по поводу будущего своих детей. Судьба человечества и Земли в целом зависит от нравственного выбора человека, считают выдающиеся умы планеты. Россия в этом смысле оказалась впереди остальных стран: жить по-старому она не может уже сейчас. Как считают ученые, гуманитарная культура, имеющая в нашей стране богатейшие ресурсы, может стать решающим фактором преобразования России. Участники конференции в Горках и в Питере показали, как этот процесс идет у педагогов. Примечательно, что учитель с новым мировоззрением пригодился всем: детям - от детсадовца до солдата, их папам и мамам, бабушкам и дедушкам. - Мы должны создавать такие ситуации, чтобы дети осознавали, что они - носители культуры, ее защитники, бойцы. Через ребят это воспримут и их родители, - вспоминаю слова руководителя харьковского детского клуба "Мир Красоты". - Дети готовы воспринять новые знания, но мало учителей, готовых им эти знания дать, - подчеркнул другой участник семинара, глава администрации татарского городка. Он ведет уроки этики в школе и тесно сотрудничает с авторской художественной школой из Казани. О принципах работы этой школы рассказала ее директор, а результаты можно было увидеть воочию на выставке ученических работ. Эти творения не всегда ясны взрослым, но дети понимают их прекрасно. Дети готовы к восприятию, а педагоги? Современная наука утверждает: малыш с первых дней жизни - индивидуальность. Традиционная школа считает своей главной задачей подготовить ученика к жизни, дав ему определенный набор приспособлений; вопрос лишь в "ассортименте". Гуманная педагогика говорит: ребенок не готовится к жизни, он уже живет; учитель должен "со-пере-живать" маленькому человеку, помогая ему "само-со-вершенствоваться", повышать свои нравственные качества - свой энергетический потенциал, свое бессмертное духовное "я". Это - главное у Ш.А. Амонашвили, как и в авторской школе М.П.Щетинина. По мнению Шалвы Александровича, школа должна быть "скалой", лестницей для восхождения духа ученика, и "в-ос-питание" - питание его "оси", духа. Решите эту главную задачу, остальное ребенок решит сам: он сам возьмет все нужное ему для здешней жизни. Дискуссии в Горках Ленинских показали, что эта мысль не нова. Как следует из сообщения доцента глазовского пединститута Л.Л.Брыляковой, много лет изучающей теорию эмоций, об этом же говорили классики мировой и отечественной педагогики. Это подтверждают нынешние физиологи: поведение человека исходит не из воли, а из желаний, из эмоций, из чувствований. Парадоксальный факт: традиционно считают, что эмоции мешают обучению, а тут - научные доказательства, что эмоции организуют познание. Это меняет саму парадигму образования и подготовки педагогов: нужно то самое, пушкинское - "чувства добрые я лирой пробуждал". Высказанные Людмилой Леонидовной положения наглядно подтвердили многие педагоги, выступавшие на семинаре. Героика и патриотизм, любовь ко всему живому, нравственная чистота и чувство прекрасного - эти качества не где-нибудь, а на нашей грешной земле растят они в своих учениках. Один из методов - слово. - Как мы работаем со словом? Умеем ли словом изменить ситуацию? - спросила участников конференции Е.Н. Черноземова, профессор МГПУ, филолог, автор учебника "Словесность (пособие по развитию навыков письменной речи)". И прочла пять лекций о том, как можно, сознательно относясь к своей речевой деятельности, управлять своими и чужими эмоциями. К примеру, она показала, как работает известный психотерапевтам прием "переименования ситуации". Поделилась она и своими практическими наработками в части овладения "великим и могучим русским языком". Почему после 10-11 лет обучения наши дети не владеют русским языком - ни устным, ни письменным? - Потому что мы учим детей родному языку как иностранному, а надо учить ему как родному, - считает Елена Николаевна - Одна из важнейших задач словесности - прояснение значений знакомых слов. На языке гуманной педагогики это значит, что надо помочь ребенку вспомнить свои корни - "о-со-знать". Не случайна любовь детей к народной культуре, ремеслам, промыслам - пробуждается родовая память. Яркую картину использования отечественного культурного наследия гуманной педагогикой нарисовали петербуржцы: сотрудники Русского музея, Всероссийского музея Пушкина, музея-усадьбы Н.К.Рериха "Извара". Все они тесно работают со среднеобразовательной школой и дошкольниками, разрабатывают методики музейной педагогики и внедряют их на базе своих музеев. Их самоотверженная отдача и бескорыстие лучше всяких слов говорят о неисчерпаемости российского потенциала. Вот что вспомнилось о нынешней школе-семинаре "Человек у порога Нового Мира" и что я попыталась рассказать нижегородским педагогам накануне первого сентября. Хотелось, чтобы они не просто верили в приход светлого будущего, но знали, что оно уже идет по нашей Родине. И сделали шаг навстречу ему. http://duet11.livejournal.com/109426.html Все мы – Искры одного Огня. Зицер Ольга, Титеева Татьяна – учредители Нижегородского Отделения Общероссийского Центра гуманной педагогики. 24-26 июля в с. Владимирском состоялся второй областной педагогический фестиваль «Китеж учительского сердца». Организаторами Фестиваля стали Лаборатория гражданского становления личности Нижегородского Института развития образования, Нижегородское отделение общественной организации Общероссийского центра гуманной педагогики, Природный парк «Воскресенское Поветлужье», Историко-художественный музей «Китеж». В работе фестиваля приняли участие около 40 педагогов из разных районов области. Приехали педагоги из Кстовского района, Выксы, Семенова, Первомайска, Сосновского, Нижнего Новгорода и Дзержинска. Многие приехали второй раз. Тема фестиваля в этом году звучала так: «Истоки учительского вдохновения». Основная идея Фестиваля: вдохновить своих учеников на Творчество может только вдохновленный Учитель. Не случайно фестиваль проводится на озере Светлояр, образ Града Китежа очень важен для педагогов. Китеж – это прекрасный образ души человека и Души России. В самые трудные времена Китеж остается воплощением Надежды и Мечты человека о светлом будущем. Замечательные экскурсии в Историко-художественный музей «Китеж» и музей керамики, проведенные Татьяной Марковной Эйриш и Людмилой Николаевной Жебель дали высокий настрой Фестивалю. О значении озера Светлояр для человека говорил и директор природного парка «Воскресенское Поветлужье» Алексей Борисович Гроза – человек, всем сердцем любящий Светлояр и очень много работающий для сохранения этого святого места. Три дня фестиваля для педагогов были очень насыщенны – проводись творческие мастерские, на которых участники делились своим вдохновением. К вечеру, который назывался «Свеча Вдохновения» готовились все участники. Атмосфера доверия друг другу, радости царила в зале. Дети педагогов тоже подготовили нам дары своего сердца. Самая маленькая участница фестиваля –трехмесячная Варенька участвовала во всех мероприятиях. Ее сестра Катя подарила фестивалю сделанный собственноручно оберег – куколку. Катя сказала, что она мечтала о таких учителях, какие собрались здесь на Светлояре. Это приятно, но в то же время накладывает на всех нас большую ответственность. Прежде всего, мы сами должны быть такими, какими хотели бы видеть своих учеников – искренними, по-настоящему добрыми, справедливыми. Верить в ребенка, понимать и любить безусловно и бескорыстно умеют педагоги Санаторного детского дома г. Дзержинска, где создана и работает уже два года лаборатория гуманной педагогики. Школьные учителя с большим интересом слушали об этом опыте, задавали много вопросов, потому что многие дети, которые сейчас приходят в школу хоть и живут в семьях, но тоже лишены родительского внимания и поддержки. Самые главные принципы работы с трудными детьми были сформулированы – никогда не обманывать детей, быть с ними в самых трудных ситуациях, защищать их от любого зла. «Мы пока не ангелы, мы – хранители» - сказала педагог-психолог детского дома Наталья Плеухина. Хранители самого чистого и светлого в детских душах. Это относится ко всем педагогам, которые приехали на фестиваль. Завершающее мероприятие фестиваля называлось «Подари свой огненный Цветок». Это было захватывающее общее действие. Основой для него стала притча Ш. Амонашвили о Хранителе Огня Вдохновения из его книги «Учитель, вдохнови меня на творчество». В этой притче учитель приходит к Хранителю и просит дать ему Огонь Вдохновения. Хранитель спрашивает, для чего учителю Огонь. Учитель отвечает – для того, чтобы провести открытый урок, пройти аттестацию, обойти своего коллегу и т.д. Хранитель не дает ему Огня, пока не найден ответ, для чего на самом деле нужен Огонь Вдохновения, кому понесет его учитель, что будет творить он с помощью этого Огня. Учителя разбились на небольшие группы, был избран Хранитель Огня. Им стала директор НОУ ДОД «Школа развития «Умничка» г. Дзержинска Ирина Владимировна Смирнова. Каждая группа должна была убедить Хранителя Огня, что именно они - те учителя, которые достойны Огня Вдохновения, что они понесут этот Огонь своим ученикам, чтобы творить на Земле Жизнь, Радость, Благо для всех людей. Учителя убеждали Хранителя по-разному – говорили, показывали мини-спектакли, рассказывали притчи, сочиняли стихи, пели, то есть творили. В результате каждый учитель получил от Хранителя Огня Искру Вдохновения. Теперь эти Искры будут гореть в разных концах нашей Нижегородской области и освещать путь другим учителям, их ученикам и родителям. Мы счастливы, что наш фестиваль состоялся, что он становится традиционным, надеемся на расширение и развитие идей гуманной педагогики. Tags: детский дом, светлояр, фестиваль |