PDF Print

Дагестанский центр Гуманной педагогики.

Наш сайт WWW- гуманная-педагогика-рд.рф

 

При содействии Министерства образования и науки Республики Дагестан в 2003 году

Организована общественная лаборатория Гуманной педагогики. В ее работе принимают участие Институт повышения квалификации педагогических кадров, Дагестанское отделение Международной Лиги Защиты Культуры, Дагестанский государственный педагогический Университет, факультет педагогики и психологии.

Научный руководитель лаборатории – член корреспондент РАО Д.М. Маллаев – президент Общероссийского центра гуманной педагогики. 

22 августа 2008 года в Федеральной регистрационной службе Дагестана зарегистрирован Дагестанский центр Гуманной педагогики. Учредителями Центра являются Институт повышения квалификации педагогических кадров МОН РД, Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанское отделение Международной Лиги Защиты Культуры.

Руководитель Клим Тагиетдинович СултановKlim

с 1984 года работал директором средней школы № 6 города Дербента, с 1990 по настоящее время является директором гимназии «Культуры Мира» №18 города Дербента – учреждения гуманной пеадгогики. Учитель высшей категории, «Заслуженный учитель Республики Дагестан». Рыцарь гуманной педагогики. E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Основными целями Центра являются:

консолидация творческих сил общества стремящихся проводить в жизнь принц ипы приоритета ценностей теории гуманно-личностной педагогики сложившиеся в классическом духовно-философском наследии. Способ ее постижения извлекается из классических педагогических учений, культурно-философского наследия всех Времен и Народов, которые являются Чащей Мудрости, с учетом обычаев и традиций Дагестана;

разработка и внедрение программ духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на основе «Гуманной педагогики»;

воспитание чувства прекрасного у детей, подростков и молодежи через Искусство и Культуру;

создание родительских университетов для родителей, духовно-нравственное воспитание детей и подростков в семье;

наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых педагогических программ, построенных на интеграции и введении в обучение, развитие общечеловеческих ценностей на основе высших нравственных законов;

введение новых интегрированных и элективных курсов, способствующих развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся, дисциплин гуманитарного цикла.

введение профилирующих дисциплин: экономики, экологии, логики, риторики, углубленной химии и физики, углубленного изучения естественных наук, математики, психологии, истории религий, истории мирового изобразительного искусства, истории мировой культуры, этики

инновационная работа по новой модели методической службы, сориентированная на развитие творческого потенциала, как учителя, так и ученика, развивающегося в личностно-ориентированной парадигме, через Высшие нравственные законы.

Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и всеми социально-просветительскими и оздоровительными учреждениями.

Проведение педагогического проектирования по каждому из направлений работы, выявление объективных факторов, влияющих на процесс развития школ, с учетом накопительного опыта экспериментальной работы по Гуманной педагогики.

Выделение воспитательных аспектов в школьных предметах и внеурочной деятельности, влияющих на развитие личности ребенка (шестой развивающий день).

Выявление путей и средств профессионального самоопределения старшеклассников на основе самопознания и саморазвития («Я – в социуме»).

Развитие и совершенствование новой модели методической службы, направленной на развитие и отслеживание всей инновационной, работы в школе, способствующей росту профессионального мастерства учителей.

Содействие духовному совершенствованию людей средствами Культуры на основе веротерпимости и уважения ко всем духовным учениям, служащим общему благу;

 

Содействие художественному и научному творчеству, помощь в проведении исследований и разработок, расширяющих границы знаний о Человеке, Природе, Космосе и Культуре;

 

Широкая просветительская работа во всех сферах Образования, Культуры (искусство, наука, религия и философия);

 

Развитие межнационального и международного сотрудничества в области Культуры на базе Центра, его структурных подразделений.

Цели гуманно-личностного образования это воспитание Благородного человека.

К этой цели Центр идет, решая следующие задачи:

формирование нравственно-эстетических убеждений подрастающего поколения;

помогать детям, молодежи осознать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков;

помогать осознать ответственность за свои поступки, мысли;

помогать познавать, что значит Любовь, Сознание Красоты, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность;

помогать познавать себя, свой внутренний мир;

помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;

воспитывать желание радовать людей, помогать им;

развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;

развивать наблюдательность, внимательность, догадливость, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;

развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше.

вести подготовку и переподготовку учителей на основе гуманно-личностной педагогики, а значит помогать формированию духовно-нравственного мира учителя двадцать первого века через гуманное педагогическое мышление , уходящее своими корнями в глубины российского и мирового классического педагогического наследия;

помогать осознанию того, что гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогика выступает антиподом авторитарно-императивной педагогике, которая до сих пор определяет образовательный процесс во многих школах России.

в системе образования этот подход реализовывать через гуманизацию образовательных программ, которые могли бы воспитать молодого человека, который знает историю, традиции и культуру Дагестана, России и других стран является Патриотом своей Родины, осознает ответственность за свои поступки, мысли; принимает Высшие нравственные законы как основу жизни на земле; знает себя, свой внутренний мир.

Основные направления работы

 

По предложению лаборатории гуманной педагогики приказом № 679 от 18 сентября 2003 по Министерству Образования Республики Дагестан определены экспериментальные школы по внедрению программ Гуманной педагогики: Махачкала, гимназия №13, Буйнакск, школа №4, Дербент, гимназия «Культуры Мира» №18, которые с 2008 года стали базовыми учреждениями по внедрению идей Гуманной педагогики. В 2004 году экспериментальными площадками дополнительно стали Атланаульская средняя школа, Буйнакская средняя школа № 2.

Огромную помощь в реализации эксперимента оказывали и оказывают 1-й зам Министра Образования и Науки РД Мусалаева Н.З., ректор института повышения квалификации педагогических кадров МОНРД Мусаев И.М.

 

С 1 сентября 2006 года еще 13 образовательных учреждений Дагестана начали работать по программам гуманной педагогики:

г. Дербент –

общеобразовательная средняя школа№12,

общеобразовательная средняя школа№17,

общеобразовательная средняя школа№19,

общеобразовательная средняя школа№20,

гимназия №2,

гимназия №3,

п. Дубки общеобразовательная средняя школа Казбековского района,

с. Гуни средняя школа Казбековского района,

Махачкала

прогимназия № 42,

общеобразовательная средняя школа № 40,

общеобразовательная средняя школа №38,

детский сад № 41,

детский сад 72.

В Дагестане в течение 2003 – 2012 годов проведены 50 семинаров, мастер классов, научно-практических конференций по гуманной педагогике.

С 2003 по 2012 годы педагоги Дагестана участвовали в Международных педагогических чтениях по Гуманной педагогике в Москве. Дербентская гимназия №18 «Культуры Мира» в январе 2009 года и гимназия №13 г. Махачкала в 2010 году на Чтениях в МГПУ, провели мастер-классы, которые получили положительную оценку от педагогов.

В Дагестане феврале и октябре 2004 года, апреле 2009 проведены семинары по гуманно-личностной педагогике с участием академика РАО доктора психологии Ш.А. Амонашвили, доктором педагогических наук В.Г Ниорадзе. Эти семинары сыграли большую роль в том, что многие педагоги работают по гуманной педагогике.

22 марта 2005 года в Махачкале при институте повышения квалификации педагогических кадров МОНРД во время весенних каникул прошли первые Дагестанские Педагогические Чтения, тема «Гуманная Педагогика и духовность образовательного пространства» .

24 апреля 2006 прошли вторые Дагестанские Педагогические чтения «Философия сердца в концепции гуманной педагогики».

20 апреля 2007 – третьи педагогические чтения « Спешите, дети, будем учиться летать».

23 апреля 2008 – четвертые Дагестанские Педагогические Чтения «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло».

22 апреля 2009 – пятые Дагестанские Педагогические Чтения, тема «Гуманная педагогика в традициях и обычаях народов Дагестана».

27 апреля 2010 – шестые Дагестанские Педагогические Чтения, тема «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».

19 апреля 2011 в Буйнакске при управлении образования прошли седьмые Дагестанские Педагогические Чтения «Учитель! Вдохнови меня на творчество!».

24 апреля 2012 – восьмые Республиканские Педагогические чтения по Гуманной педагогике «Манифест Гуманной педагогики - Восхождение к будущему».

 

23-25 ноября 2009 года в гимназии № 13 г. Махачкала, гимназии № 18 г. Дербента прошли Первые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной педагогике: «Гуманная Педагогика и духовность образовательного пространства»

 

В чтениях приняли участие 300 человек из семи регионов Кавказа.

 

Вопросы предложенные для обсуждения: Национальная культура – выражение национального духа. Школа каждого народа развивает и воспитывает национальный дух через национальную культуру. Умение видеть общечеловеческое в национальной культуре, национальную культуру – в общечеловеческих достояниях.

 

Важнейшие задачи Школы:

Воспитание любви к Родине, родному языку, знание литературы, истории, искусства; уважение к традициям и религиозным чувствам своего народа; уважение духовных ценностей других народов; воспитание чувств миролюбия и понимания; противостояние зарождению шовинизма и фашизма среди молодежи.

Смысл жизни человека на Земле в совершенствовании своего Духа через Культуру и высшие нравственные законы. Смысл жизни и свободы в познании себя, высшего начала в нас, в необходимости подчинения низшего начала в человеке высшему. Это должно являться ключевым пунктом в воспитании молодого поколения, познании и обретении Духовной свободы, Сознания Красоты, в созидании на Земле Света и Любви.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно, через познавательные способности сознания, восприятие, память, представление, воображение, мышление, эмоционально-волевое сознание, через обращение к подлинной, духовной Культуре.

На чтениях проводились мастер классы, круглые столы, открытые уроки, где был обобщен опыт работы школ по гуманной педагогике и раскрыт смысл гуманно-личностной педагогики, где при единстве воспитания и образования, ведущим будет воспитание на основе духовно-нравственных принципов, независимо от того, какой предмет преподается: русский язык, английский язык, математика, физика и т.д.

Мастер классы по Родительский университету проводили гости из Москвы, президент Российского движения «Родительская забота» К.Ш. Мансурова, директор школы № 200 Москвы М.И. Шишова.

 

В 2009 году издана книга «Гуманная педагогика и Духовность образовательного процесса» (сборник программ духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 1–Х1 классов). В нее вошли статьи, разработанные программы, элективные курсы педагогов Дагестана.

Дагестанское отделение Международной Лиги Защиты Культуры издает журнал «Поиск. Истины Дагестан», где есть раздел гуманной педагогики. Журнал распространяется по школам.

Открыт веб-сайт Dagligakulturi. ru ДОМЛЗК, где есть раздел «Гуманная педагогика». В нем представлены методология, программы, разработанные уроки, книги, сказки, диктанты, изложения с комплексным анализом текста, представленные О.Безымянной из Краснодарского края, собранные программы из разных уголков России.

 

В плане работы института повышения квалификации педагогических кадров МОНРД включено проведение курсов по Гуманной педагогике и другие мероприятия.

 

Самое главное в распространении идей гуманной педагогики, что школы, которые работают по этим программам, проводят сами семинары и научно-практические конференции для других школ. Большую помощь в работе школам оказывают управления образования Махачкалы, Дербента, Буйнакска.

Совет лаборатории Гуманной педагогики обобщил опыт работы в школах по программам гуманной педагогики и сделал следующие выводы:

 

–Работа по системе гуманной педагогики дает позитивную динамику развития личностных качеств ребенка. Дети начинают задумываться над философскими вопросами: для чего они родились? Какова цель их жизни?

Гуманная педагогика основывается на позитивном – Высшем начале человека, делает всех обращающихся к ней добрее, искреннее, сознательнее – это реальный факт.

Опытно-экспериментальная работа показала, что гуманная педагогика – это новая парадигма развития педагогики в XXI веке. Это открытая и творческая система, которая основывается на твердых принципах и подразумевает личный вклад и творчество каждого педагога. Без этой педагогики мы не сможем избавится от агрессии, жестокости, цинизма, распущенности в среде подростков и молодежи. Если с раннего возраста человека не ориентируют на пробуждение и развитие собственной души, ему трудно выстоять в зрелом возрасте, нет настоящей опоры.

Гуманная педагогика развивает черты культурно-личностной позиции ученика:

– устремленность к духовной жизни разума и сердца, потребность жить в согласии с миром,

– потребность и способность слушать и слышать, осмысливать все, с чем связана жизнь и деятельность человека,

– пробуждение исторической памяти, осмысление ценностей, накопленных человеком во имя Добра и Мира на земле,

– миролюбие, толерантность при стремлении сохранить свои убеждения,

–постоянное стремление к самоусовершенствованию (освоение деятельности: от наблюдения – к описанию – осмыслению – действию – переосмыслению).

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.