PDF Print

Киршин Игорь Александрович

кандидат педагогических наук, зав. лабораторией гуманной педагогики РГУ им.И. Канта, руководитель студии “Солнечный Сад” при лицее №49

КОТЫ И КНИГИ

Я занимаюсь с детьми словесным творчеством. Поэтому буду толковать в основном о котах. Коты вызывают у детей большой интерес. Особенно у первоклассников. Я дал им задание – нарисовать кота. Вот некоторые их рисунки (см. во Вложении):

Потом мы выбрали самого симпатичного кота и написали про него сказку. Общую: каждый добавил по одному предложению. Получилось вот что:

Кот

Однажды Кот пошёл в лес. Там он встретил Колокольчик. Кот позвенел в Колокольчик и оттуда выпорхнула Фея. «Здравствуй, Кот!» - сказала Фея. А Кот испугался и убежал в кусты. А потом залез на дерево. Он боялся спуститься, потому что думал, что Фея – это дикий зверь.

И вдруг Фея сказала: «Я тебя тоже боюсь, Кот!»

И тогда Кот перестал её бояться и увидел, что она – Фея! И спустился с дерева.

Потом подошёл к Фее и лизнул ей пальчик.

 

Я очень хвалил эту сказку детям и даже напечатал её. Раздал ребятам. Надо было видеть, какой фурор вызвало появление напечатанной сказки! Я, конечно, от души восхищался их прекрасным произведением. Но затем началось самое главное: теперь можно было прочитать детям произведение мастера. О котах, разумеется. К.Паустовского, Н.Носова и т.д.

Зачем я всё это делаю?

Потому что убеждён: творчество и чтение – два крыла души. На одном крыле далеко не улетишь: они взаимно требуют друг друга. Попробовав написать текст, ребёнок переживёт чувства, которые помогут ему понять автора гораздо глубже. «Я – тоже автор!» И наоборот, ощутив прелесть произведения мастера, ребёнок требовательнее взглянет на свой текст. Я не жалею сил на похвалу. Именно потому что знаю, что будет потом. А потом будет прочитан текст настоящего писателя в этом же жанре, на эту же тему. «Ты – молодец, Вася. Но можно ещё сделать вот так!» И всё становится на свои места, всё всем видно. При этом, как внимательно слушают текст классика после того, как напишут свой.

Ещё пример про детей постарше (4 класс).

Детям было дано задание придумать и описать фантастическое существо, вроде лешего или русалки. Для примера я прочитал «Исповедь медведя» Хулио Кортасара, запретив строго-настрого повторять прочитанное.

Исповедь медведя

 

Я медведь домашних труб, в тихие часы я прогуливаюсь по трубам, как по трубам горячей воды, так по трубам отопления и по трубам вентиляции, брожу из квартиры в квартиру, то есть являюсь медведем, который бродит по трубам.

Думаю, меня уважают, потому что благодаря моей шкуре трубопроводы содержатся в чистоте, без отдыха я мотаюсь по трубам, меня хлебом не корми, дай только погулять по этажам, то бишь поездить по трубам. Иногда я высовываю лапу из крана, и служанка Хуанита с четвертого кричит, что пошла ржавчина, а не то ворчу на уровне кухонной плиты на пятом, и кухарка Гильермина жалуется, что напор слабый. По ночам меня не слышно, по ночам я передвигаюсь совсем тихо, высовываюсь из дымохода поглядеть, пляшет ли наверху луна, да и скатываюсь обратно в котлы, что стоят в подвале. Летними ночами я плаваю на крыше в баке, исклеванном звездами, умываю морду сперва одной лапой, потом другой, а напоследок сразу двумя, и уж так мне хорошо, не передать…

Дети написали – здорово! Вот один из детских текстов:

Криванкова Наташа

Почему у некоторых бардак на столе

 

К некоторым детям, которые плохо учатся, приходит Дух Бардака. Он живёт под столом. Он очень наглый. Например, ребёнок убрался и лёг спать. Когда он проснётся – на столе ужасный бардак. Это Дух Бардака. Ещё дух помогает двоечникам. Он вырывает листы из тетради с плохими оценками, и ест их. Его можно назвать Бардабум!

 

Посмотрите, какая свобода фантазии! Какая точность и выразительность. И ведь совершенно непохоже на Кортасара – ни по стилю, ни по образам.

Так словесное творчество детей становится путём к книге. А книга – стимулом к собственному творчеству. Возникает равновесие между восприятием и активностью. Ведь ребёнку хочется самому что-нибудь делать, он переполнен энергией. Такое взаимодополнение творчества и чтения спасает как от графоманства, так и от равнодушия к литературе.

Главное, чтобы было про котов. А не про Шопенгауэра. Тогда дети с удовольствием напишут, нарисуют и сыграют. Да ещё как здорово!

Вот я написал всё это и задумался: ну, кто не рисует с детьми котов? И что тут нового? А главное тут в отношении к детскому творчеству. Вот что по этому поводу написалось у меня:

Родителям первоклассников

Дети приносят в «Солнечный Сад» множество подарков: смешных пластилиновых человечков, рисунки котов и даже Бабу Ягу из пробок. О чём это говорит? О том, что дети много думают о Саде, ждут его. Почему? Потому что им хочется Солнца! А Солнце – это чьё-то искреннее, доброе внимание. Дайте детям «Сад»! «Сад» – в вас. Солнце – это ваше чистое сердце. Именно ваше солнечное сердце дарит ребёнку крылья. Эти крылья появляются каждый раз, когда вы восхищаетесь его светлым творчеством. В этот момент вы возносите его силой своего сердца. Ребёнок расцветает, ему хочется жить и творить.

Дайте детям «Сад»! Пусть он будет у ребят не два раза в неделю, а сколько захочется! Пусть рисуют, сочиняют, лепят. Но ведь Но ведь должен быть человек, которому это НУЖНО. Пусть это будете вы. Как это сделать конкретно? Если ребёнок захочет сочинить сказку – запишите её. Ему пока трудно записывать, помогите ему. Текст принесите нам в «Сад». Мы его прочитаем вместе. Обрадуемся! Когда будете записывать – радуйтесь и хвалите щедро за каждое удачное слово. Не бойтесь перехвалить. Постепенно ребёнок всему научится. Главное, чтобы ему хотелось работать. А ведь хочется работать, когда то, что ты делаешь кому-то очень нужно. Будьте щедры – похвалите сказку, порадуйтесь рисунку, удивитесь слепленному зайцу. Даже если сделано коряво – найдите, что в этом творении есть хорошего – оно всегда есть.

И тогда у детей будет настоящий «Солнечный Сад».

 


Powered by Joomla!. Designed by: free joomla themes 1.5 dedicated server hosting Valid XHTML and CSS.