Новости
Курсы по гуманной педагогике в МГПУ Департамент образования города Москвы РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Выполнила: О.А. Шаграева, Преподаватель: И.А. Бирич, док. филос. наук, профессор МОСКВА Умственное воспитание. Его сущность,Место и роль в системеКоммунистического воспитания // Сухомлинский В. А. Воспитаниеколлективизма у школьников. – М.: Издательство Академии педагогических наук рсфср, 1954. – с. 1 — 10. Сущность умственного воспитанияи его задачи КОММЕНТАРИЙ: обращает на себя внимание формулировка проблемы «умственное воспитание», но не «умственное развитие». Это звучит мягче, не столь резко. Чувствуется в этой формулировке щадящее отношение к ребенку. 1 … Умственное (интеллектуальное) воспитание — одно из важнейших звеньев системы коммунистического воспитания. Оно предусматривает приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении нх на практике. В процессе обучения осуществляется главная цель умственноговоспитания — умственное развитие. ...Умственное воспитание в процессе обучения осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объемазнаний учитель рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли. ...У такого учителя знания, приобретенные учащимися, выступают как инструмент, с помощью которогоученик сознательно осуществляет новые шаги в познании окружающего мира. Перенос усвоенных методов познания на новые объектыстановится в таком случае закономерностью мыслительной деятельности учащихся: в дальнейшем они уже самостоятельно исследуютпричинно-следственные связи новых явлений, процессов, событий. В связи с этим важнейшим элементом умственного воспитания становятся: при изучении предметов естественного цикла — производительный труд, исследование, эксперимент; при изучении гуманитарных предметов — самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты. ...Умственное воспитание необходимо человеку не только для того,чтобы он применял знания в труде, но и для полноты духовной жизни — для того, чтобы уметь ценить богатства культуры и искусства.Человеку надо дать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Содержание образования надо рассматривать не только с точки зрения практического применения знаний в труде. ...Нельзя поставитьзнак равенства между образованностью и умственной воспитанностью, между кругом знаний, приобретенных в школе, и степенью умственного развития, хотя последнее зависит от объема знаний. Умственное воспитание — очень сложный процесс, включающий в себя становление мировоззренческих убеждений, идейной и творческой целеустремленности разума в тесном единстве с трудом, общественной активностью личности, гармонически сочетающими в себе учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества. Активное выражение личного отношения к приобретенным знаниям — есть то, что следует называть умом формирующейся личности. Активность заключается прежде всего в том, что ребенок становится деятельным, заинтересованным участником процесса овладения знаниями; познание, учение доставляет благодаряэтому глубокое чувство радости, взволнованности, эмоциональной приподнятости. ...В знании основ наук надо видеть двоякое предназначение: во-первых, каждый предмет и все предметы в целом необходимы каждому воспитаннику как условие его гармонического развития; во-вторых, тот или иной предмет необходим тому или иному ученику какисточник развития его индивидуальных наклонностей, способностей, формирования призвания, профессиональной ориентации. Оба эти предназначения надо, конечно, рассматривать в тесной взаимосвязи. Но все же первое предназначение в общеобразовательной школе является ведущим. Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом;, и историком, и литературоведом — в той мере, в какой это необходимо для всестороннего раз¬вития. Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет,например, математических способностей, допустимы и поверхностныезнания по этому предмету. Математика в общеобразовательной школе необходима всем, какнеобходима всем литература. Роль математики в умственном воспитании исключительна. Математика проникает во все науки, изучающие и природу, и общественную жизнь. Математическое мышление — это не только понимание количественных, пространственных, функциональных зависимостей, но и своеобразный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений, способ рассуждения. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд впроцессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики,химии, астрономии, географии. Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально навсю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметовявляется своеобразным интеллектуальным огоньком, который долженгореть всегда. КОММЕТАРИЙ: Бертран Рассел писал о бесполезном знании. Его работа меня очень удивила в свое время. Нет такого знания, утверждал Б. Рассел. Вот и В.А. Сухомлинский об этом же пишет. Необходимо, чтобы у воспитанников сложились научно-материалистические взгляды на историю общества, а для этого нужен широкий интеллектуальный фон: ученик должен многое продумать, осмыслить, только тогда в его сознании отложится главное и утвердится правильное отношение к прошлому, настоящему и будущему, к проблемам, волнующим человечество. … Научить правильно говорить — целая область воспитательной работы, от успеха которой во многом зависит духовная жизнь личности и коллектива. … Мы считаем оченьважным, чтобы чтение было идейной жизнью личности в мире книг. … Специальная направленность этой воспитательной работы берет начало уже в дошкольный период. Учитель начинает занятия с малышами-дошкольниками за два года до их поступления вшколу (экскурсии в природу, игры, коллективный труд). Есть много уголков, где окружающая обстановка пробуждает мысль дошкольников; мы создаем условия для богатства отношений детей и к естественной среде, и к людям. КОММЕТАРИЙ: вот и внимание к дошкольному возрасту особое. … Умственное воспитание — это постоянное изучение мыслительной деятельности, это бережное прикосновение к мозгу с целыо улучшения дискретности. Для улучшения дискретности мозга мы проводим специальные уроки мышления — от дошкольного возраста до окончания VIII класса; дети исследуют, осмысливают, познают природу и труд. … Чем больше непонятного, чем глубже изумляет, удивляет малыша мысль о непонятном, тем заметнее улучшается дискретность мозга, тем умнее становится маленький человек. У ребенка возникает множество почему. Если эти вопросы пе дают педагогу покоя, значит, в дискретности мозга происходят заметные сдвиги. Здесь надо указать на еще один исключительно важный момент умственного воспитания: нельзя допускать жестокого отношения к детской памяти. В некоторых школах, как только началось обучение, начинается непрекращающаяся эксплуатация памяти, на нее все наваливают и наваливают груз знаний — это не то что непосильно, это просто гибельно для ребенка.Память — очень хрупкая, нежная вещь, с ней надо быть осторожным! … Мы проводим четкую грань между тем, что воспитаннику надо навсегда запомнить и прочно хранить в памяти, и тем, что надо только понимать, но не заучивать. При этом от глубины понимания зависит способность в нужный момент как бы извлекать из «запасников» сознания необходимые истины, понятия, факты. … В умственном воспитании очень большое значение имеет выработка умений, необходимых для того, чтобы успешно учиться. Между этими умениями и фактическим объемом знаний, которыми овладевают дети, должна быть гармония. Если умения отстают от знапий — это то большая беда: учение превращается для ребенка уже в начальной школе в неприятное, тягостное дело, исчезает важнейший спутник успеха — интеллектуальная радость, радость познания. Мы считаемо дной из важнейших практических и теоретических проблем школысоздание гармонии умений и знаний. Воспитанники могут успешно учиться только тогда, когда они умеют наблюдать, думать, выражатьмысль, читать, писать, думая читать и читая думать. Этот комплекс основных умений — целая область педагогического процесса. Очень важно, чтобы работа в этой области никогда не прекращалась, а ее результаты рассматривались педагогическим коллективом как непременная предпосылка успешного учения. Особое место здесь принадлежит умению читать. Свыше двадцати лет наш педагогический коллектив работает лад методикой обучения быстрому сознательномучтению. Конечный результат — ребенок уже на 3—4 году обучения мгновенно воспринимает зрением как единое целое несколько слов(делая 2—3 зрительные остановки в строке); благодаря этому он всостоянии не только осмысливать прочитанное, по и делать поворотымысли в сторону, привлекать из запасника знаний другие мысли. … Предметом нашего исследования в течение многих лет является творческая применяемость знаний. Многолетние наблюдения приводят к выводу: самое главное в применении знаний — выражение воспитанником собственной мысли о том, что он видит, наблюдает, исследует, делает. При этом происходит напряжение умственных сил, связанное с тем, что человек сознательно приводит в движение имеющиеся знания — думает о знаниях, анализирует их сточки зрения возможности применить для объяснения непонятногоили более глубокого проникновения в сущность понятного. В этойсвязи очень большое место в умственном воспитании занимают у настворческие письменные работы — сказки и другие сочинения. Непременным условием полноценной работы в сфере умственноговоспитания является правильное соотношение между усвоением знаний, предусмотренных учебной программой, и многогранной умственной жизнью коллектива и личности. Важнейшее условие раскрытия истановления способностей, талантов, одаренности, индивидуальных наклонностей — богатство интеллектуального фона, на котором происходит овладение знаниями. … Учитель постоянно побуждает воспитанника к выходу за пределы программы, открывая перед ним необозримый океан знаний, поднимая его к вершине понимания и чувствования величияи красоты мысли, познания. ...Неотъемлемой частью и важнейшей задачей учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие разума человека социалистического и коммунистического общества, является формирование научно-атеистических убеждений. Атеистическое воспитание, утверждение воинствующего атеизма — не только особый, исключительно важный элемент умственной,мировоззренческой жизни коллектива и личности, но и определенныйхарактер отношений между человеком, которого мы воспитываем, исредой, а также взаимоотношений в коллективе. Активная, наступательная борьба с религией в системе воспитания формирующейся личности требует особого такта, чуткости, выдержки. ВЫВОДЫ |