Новости
Ш.А. Амонашвили – научный руководитель Международного движения гуманной педагогики. Ш.А.Амонашвили действительный член РАО, научный руководитель лаборатории гуманной педагогики Московского Городского Педагогического Университета
Гуманно-личностная педагогика: теория и практика Теория. Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагогическом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических учений, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педагогика» мы в полной мере относим к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся авторитарной педагогической мысли и практики, в рамках которой высшие педагогические ценности находят лишь грубо-материалистическое толкование, в связи с чем силовой подход в образовательном пространстве становится нормой. Понятие «гуманно-личностная педагогика» сложилось в нашем поиске и практике как одна из вариаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограниченного количества педагогических систем и подходов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития. Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущениях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, которым пронизаны все выводы, обоснования и который стремится направить практику?» мы получаем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути развивается педагогическая мысль в других региональных культурах. В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них: - признаётся реальность, действительность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца; - признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению; Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания Основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения. Эту общую идею мы именуем четвёртым измерением педагогического мышления, духовным измерением, духовной природой человека. Она является основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспектов образования. Практика. Идеи гуманно-личностной педагогики находят широкое распространение среди учителей и практиков образования. Этому способствует, с одной стороны, стремление учителей облагораживать образовательное пространство, насыщать его духовностью и возвышенными чувствами, с другой, одобрительное отношение к ним руководителей образования разных уровней, в том числе Комитета образования и науки Государственной Думы РФ. С целью закрепления учительских стремлений к идеям гуманной педагогики мы совместно с академиком Д.Д.Зуевым осуществляем уникальное многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (издано 40 томов общим, тиражом 500 тысяч экземпляров). Ныне мы выполняем заказ Министерства образования РФ по изданию первых 20 томов «Антологии» тиражом пять тысяч экземпляров каждый для образовательных учреждений. Наряду с «Антологией» изданы книги: «Размышления о гуманной педагогике», трактат «Школа Жизни», «Педагогическая симфония», «Улыбка моя, где ты?», серия уроков по гуманной педагогике, методический комплект по выращиванию письменноречевой деятельности у младших школьников и др. Распространению идей гуманно-личностной педагогики служат семинары для учителей в рамках повышения квалификации. За последние 8-10 лет были проведены семинары в более чем 60 городах России, странах СНГ, прибалтийских республиках (тема семинаров «Основы гуманно-личностного подхода к детям в процессе образования», объём часов от 35 до 74). Семинары прошли около 15 тысяч учителей. В разных городах открылись экспериментальные школы (С.-Петербург, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Таллинн и др.) и множество классов. В Москве окружными экспериментальными площадками по гуманной педагогике являются школы № 200, №1715 и №303. Во многих городах России, стран СНГ и Прибалтики созданы общественные лаборатории и общества гуманной педагогики. В Москве на базе МЦР создан Международный Центр Гуманной Педагогики. В 2000 году на базе кафедры педагогики Тюменского Университета (зав. кафедрой академик В.И.Загвязинский) была проведена региональная конференция на тему: «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (издан сборник материалов). Лаборатория гуманной педагогики МГПУ создаёт спецкурсы по основам гуманной педагогики. При лаборатории создан мастер-класс для студентов, аспирантов и молодых учителей. Школы №№ 200, 1715, 303 в год два раза проводят «методические дни» в связи с отдельными проблемами гуманной педагогики (развитие духовного мира детей, выращивание в них познавательного чтения и письменноречевой деятельности, качество общения учителя с детьми и т.д.). В школу для ознакомления с работой приглашаются работники Управления, методических кабинетов, учителя разных школ, студенты, родители. Проблемы: 1. Дальнейшее развитие и введение в практику системы «Школа Жизни» (так мы обозначили совокупность идей, принципов, аспектов гуманно-личностного подхода) связано с разрешением некоторых проблем, среди которых наиболее важными являются: - создание мощной научной лаборатории с квалифицированными специалистами с целью разработки педагогических комплектов по отдельным образовательным курсам, а также преемственного продолжения работы на второй ступени школы; - создание федерального центра гуманной педагогики с целью объединения усилий учителей и местных органов в этом направлении, методического руководства учителями, ведущими практику по принципам гуманно-личностной педагогики; - подготовка научных кадров в сфере гуманной педагогики по линии аспирантуры, соискательства или других форм. 2. Если развитие духовно-нравственного мира школьников считается важным аспектом, то следует пересмотреть содержание подготовки будущих учителей и повышения квалификации с точки зрения основополагающих идей гуманной педагогики. Возникает опасность, что понятие «гуманная педагогика» станет модой, когда многие будут говорить о гуманности, но лишь немногие будут придерживаться её ценностей. Это явление уже прослеживается в педагогической действительности (и среди учёных, и среди практиков). Может быть, следует подготовить учебники по гуманной педагогике, по педагогике (а не методикам) отдельных образовательных курсов. |