СИЛА ЖИВОГО СЛОВА Print
Written by RU   
Monday, 16 February 2015 11:18

Е.Н. Черноземова, доктор филологических наук, профессор, Москва, МПГУ

altВ арсенале Ш.А. Амонашвили есть урок "Слова-подарки". Этот урок он предлагает проводить во 2-3 классе и в более старших классах, усложняя материал. А сколько подарков-слов получили от него мудрецы, философы, мыслители, учителя. Позавчера на встрече с участниками чтений Шалва Александрович, объясняя слово гуманный, повторил одно из своих интересных языковых наблюдений и сказал, что слово umen означает смертного человека, ищущего бессмертия. Это неоднократно повторенное замечание подтолкнуло к следующим рассуждениям. Вспомним, что английское man означает человека, человека смертного. Смертный с приставкой -u- становится искателем бессмертия, ведет себя умно. Интересно, что в латинском языке приставка -u- означает отрицание, но очень интересного свойства. В латинском языке есть две

отрицательные чатицы: -а- со значением "нет и не может быть" (она есть в словах атеизм, агностик) и приставка -u- , означающая "нет, но может быть", как в слове утопия (место, которого нет, но оно может быть, может возникнуть). В ряду таких значений umen может означать человека, ищущего бессмертия и возможно способного его найти". Интересно начитает звучать слово lumen (гореть): поиск бессмертия становится озарением, воспламеняет дух.

Силу живогослова знал и использовал великий итальянец Данте Алигьери. Его 750-летие отмечаем в этом году (он родился во второй половине мая 1265 во Флоренции). Великий посвященный дал человечеству пример пути к бессмертию. Назвал ключевые слова, организующие жизнь человека в его поиске божественного совершенства.

Divina Potestate – Божественную власть Бога-Отца,
Prima Amore – Первую Любовь Святого Духа,
Soma Sapiensa – Полноту Знания Бога-Сына.

Все люди, показал он, проходят испытание Властью, Знанием и Любовью, которые живут в человеке как три великие страсти. Цель работы над совершенствованием своего духа – привести эти устремления, эти начала в гармонию.
Отечественная филология готовится к 200-летнему юбилею замечательного ученого, профессора Московского университета Ф.И.Буслаева, который родился в Керенске (ныне село Вадинск) Пензенской губернии и стал создателем собственной научной школы, воспитал учеников, которые составили славу отечественной филологической науки. В числе его работ есть статья о том, как проходило "Трехдневное празднование во Флоренции шестисотлетнего юбилеяДанта Алигьери" в которой он описывает, как официальные заседания и доклады вылились во всенародные гуляния, весь город иллюминирован, играет музыка, открыты выставки. И так происходило во многих городах Италии. Итальянцы отдавали дань поэту, Учителю, некогда изгнанному по политическим мотивам из нежно и преданно им любимой Флоренции, в которую ему было запрещено возвращаться под страхом смертной казни. Интересно, что только в 2008 году городской совет Флоренции проголосовал за отмену приговора, вынесенного Данте в 1302 году. При этом 5 из 24 членов муниципалитета голосовали "против" отмены приговора и мотивировали свое решение тем, что Данте не достиг бы поэтических высот, каких покорил за годы двадцатилетней ссылки в годы страданий и лишений.

Учитель, философ, мыслитель работает словом, воздействует словом на умы и сердца, заставляя работать мысль и сердце. Чтобы такое воздействие было более действенным, учителю в общении с учениками, коллегами, близкими полезно соблюдать несколько простых правил, которые можно объединить в три группы, подчинить трем ведущим принципам.

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

СДЕЛАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕЛОВЫМ, НО НЕ ХОЛОДНЫМ, ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ ОБИДНЫМ, СТРОГИМ, НО ПОБУЖДАЮЩИМ К ДЕЙСТВИЮ, А НЕ БЬЮЩИМ ПО РУКАМ.

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ
ПОЗИТИВНОЙ

Постарайтесь ПЕРЕВЕСТИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ и КОНСТРУКЦИИ в ПОЗИТИВНУЮ: назвать стакан не наполовину пустым, а полунаполненным (наполненным наполовину); ответ ученика не неполным, а наполовину состоявшимся, не неглубоким, а находящимся на полпути к успеху, поведение не неуверенным, а робким, должным стать более уверенным или требующим большей уверенности.
НЕ НАЧИНАЙТЕ ФРАЗЫ С «НЕТ», ИЛИ «Я С ВАМИ НЕ СОГЛАСЕН». Вариант: «Ваша точка зрения интересна. Мне кажутся важными еще несколько моментов». ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОБОЙ полезно про себя проговорить («Я с Вами не согласен») и посчитать, сколько раз в день вам захотелось или пришлось возразить и не согласиться. Проанализируйте, носили ли Ваши возражения принципиальный характер или в них проявилась привычка к противоречию.
ИСКЛЮЧИТЕ КАТЕГОРИЧНОСТЬ
Постарайтесь исключать обороты «На самом деле», «Ничего подобного», «Каждому понятно», «Однозначно». Заменить их на: «Приведу свои аргументы», «Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на», «Давайте попробуем взять во внимание».
ИСКЛЮЧИТЕ УНИЧТОЖАЮЩУЮ и УНИЖАЮЩУЮ ИРОНИИ
Исключите обороты «Да что вы говорите?!» «Это и третьеклассники знают». Перенесите иронию на ситуацию: «Мы в этой ситуации все выглядим смешно», – обратить юмор на себя: «Я себя чувствую в положении учителя начальных классов, который не может толково объяснить».
ИСКЛЮЧИТЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ПОХВАЛЕ
Не фиксируйте конечности достижений. Замените «Ты сделал все, что мог» на «Молодец, подготовился очень хорошо», – оставляя всякий раз возможность к стремлению сделать еще лучше.

ЧЕЛОВЕЧНОЙ

СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА ТОЛЬКО С НИМ САМИМ
Замените «Посмотри, как написала Маша» на «По-моему, в прошлый раз у тебя получилось лучше».
ИСКЛЮЧИТЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ. ЧАЩЕ НАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКА ПО ИМЕНИ.
Замените «Ты сегодня не готов» на «Саша, ты умеешь готовиться лучше».
ВЫЯСНИТЕ, КАКОЙ ВАРИАНТ ИМЕНИ НРАВИТСЯ УЧЕНИКУ
УПОТРЕБЛЕНИЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ИМЕНИ РАСЦЕНИВАЕТСЯ КАК ПОХВАЛА, ЕСЛИ ОНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕЧАСТО И В ОБРАЩЕНИИ НЕ КО ВСЕМ.
ПООЩРЯЙТЕ УСПЕХИ, ЗАРУЧАЯСЬ МНЕНИЕМ КЛАССА
Лучше, чем «Я вижу, что ты, Ванечка, сегодня подготовился отлично», – звучит «Ванечка, сегодня все видят и все со мной согласятся, что ты подготовился отлично».
ЗАМЕНИТЕ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ
«Бегать по школе нельзя» на «Бегать по школе нельзя а во дворе и в спортзале можно». При этом станет ясно, что высказывание «Разговаривать на уроке можно только по теме» бессмысленно, поскольку любое высказывание соответствует какой-то теме. Фраза будет корректнее, если сказать: «Разговаривать на уроке принято по теме, обозначенной учителем, а на перемене по своему усмотрению». «Послушайте внимательно, потом я дам вам время для обсуждения друг с другом».

КОНСТРУКТИВНОЙ

ОБОЗНАЧАТЬ НАМЕРЕНИЕ, ИСКЛЮЧАТЬ МАНИПЦУЛЯЦИЮ
Четко формулируйте свои намерения, чтобы не оставалось возможности их ложных трактовок. Заменить «Надо бы остаться после уроков» на «Я предлагаю обсудить создавшееся положение серьезно, не на ходу».
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БЕЗАДРЕСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Заменить «Хотелось бы видеть класс чистым» на «Я прошу вас привести класс в порядок» (лучше назвать имена тех, к кому обращена просьба).
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАМЕКОВ И ИНТОНАЦИЙ СО СКРЫТЫМ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ СМЫСЛОМ. (Правильнее было бы сказать, проанализировать скрытые смыслы, вкладываемые в собственные интонации). Во фразе «Что это вы тут так бурно обсуждаете?» – могут усмотреть смысл: «Не обо мне ли вы тут говорите?» – и почувствовать себя неловко.
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ В ЗНАЧЕНИИ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Заменить «Встали. Приготовились к уроку. Сели» на «Прошу всех встать. Давайте приготовимся к уроку. Садитесь, пожалуйста».
ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ, ЗАСОРЯЮЩИХ РЕЧЬ
«Как бы», «В принципе», «В общем», «Во-от», «Значит», «Понимаете», «Так-так». Замените «В принципе, можно» на «Я бы мог это сделать»; «В общем, нам так сказали» на «На этом настаивает администрация района и города», «Значит, так вот получается» на «Вот что получилось в результате наших усилий (или их отсутствия)».

Соблюдение этих правил разрядит атмосферу, сделает общение менее напряженным, более спокойным и радостным.

Last Updated on Monday, 16 February 2015 14:53