Print

Размышления о Гуманной Педагогике

Обсуждаем способы работы с текстом «Манифеста гуманной педагогики» и формы проведения будущих Чтений

И. Киршин, кандидат педагогических наук, руководитель студии «Солнечный сад» (Калининград):

Мы обсуждали с коллегами – как лучше устремить педагогов к изучению «Манифеста». Мы думаем, что самое первое и решающее - понять, что "Манифест" обращён именно к нам самим (к тем, кто собирается распространять эти идеи). И всё дело в том, как изменится наша душа и наши дела. От этого зависит абсолютно всё. Люди поверят делам. Надо показать им пример иной практики, чем та, которая сложилась. И если мы являем такой пример, к нам прислушаются люди и захотят вникнуть. Надо понять, что люди устали от лозунгов, от правильных слов. Никто им не верит. Но поверят делу. Поэтому распространение "Манифеста" есть работа со своей душой и со своим педагогическим делом. В это мы верим. Это не есть простое повторение идеи "истинное воспитание ребёнка есть воспитание самого себя", но это единственный способ донести "Манифест" до людей. Эти мысли опираются на наш опыт распространения нашего "Манифеста". Его идеи принимались сердечно там, где возникло доверие. А доверие возникало, если люди видели нашу работу.

Это – первое и главное.

Второе. Может быть, начать распространие следует в первую очередь с наиболее созвучных людей. Установить сотрудничество по воплощению идей "Манифеста" сначала с ними. Имея в виду постепенное расширение круга воздействия. На наш взгляд, надо идти в сторону непротиворечивую.

Третье. Ситуация в мире будет меняться. И надо быть готовыми предложить идеи "Манифеста" тогда и там, где это будет необходимо. Надо быть готовыми.

Четвёртое. Можно изучать идеи "Манифеста" на семинарах и конференциях, но с обязательной опорой на практику - надо показать, как работают осуществлённые идеи гуманной педагогики.