Print

Краткая биографическая справка

ShalvaАМОНАШВИЛИ Шалва Александрович – педагог и психолог, д-р психол. наук (1973), проф. (1980), действительный член АПН СССР (1989-1991), действительный член Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г), доктор психологических наук (1973), профессор (1980), Почетный член Софийского университета
Родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического
производственного объединения Министерства науки и образования Грузии. В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. Эксперимент по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы был начат в 1964. Система воспитания и обучения Амонашвили – "педагогика целостной жизни детей и взрослых" – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в "уроки счастья жизни", познания, общения, взросления.
Нравственность школьного воспитания в системе Амонашвили основана на способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Мастер педагогического творчества призывает учителей не заглушать природного познавательного инстинкта детей и отказаться от оценочной системы как стимула познавательной деятельности. В школе N200 города Москвы, работающей под научным руководством Ш.А.Амонашвили, в начальных классах осуществляется безотметочное обучение на основе содержательной оценочной деятельности.
Один из ведущих принципов гуманной педагогики, утверждающийся в школьной практике – не сравнивать успехи детей, сравнивать успехи ребенка только с его собственными успехами. На место соревновательности и соперничества ставится взаимопомощь и взаимовыручка, умение радоваться успеху другого.
Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, создают собственные учебники.
В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Шалва Александрович работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе — ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены. С 1993 года Ш. А.Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно  ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти Алексея Алексеевича Леонтьева становится одним из научных руководителей  этой образовательной системы. С 2001 года Ш.А. Амонашвили в качестве руководителя Международного Центра гуманной педагогики ведет широкую деятельность по утверждению идей гуманной педагогики – проводит семинары с учителями России и стран ближнего зарубежья, готовит студентов, аспирантов. Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
Ш.А. Амонашвили – руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили, научный руководитель экспериментальных школ № 1715, №200 г. Москвы и № 38 г. С.-Петербурга.
За последние 12 лет более 19 тысяч человек побывали на семинарах, проводимых  Ш.А. Амонашвили во многих городах, и получили удостоверения о повышении квалификации. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.
Совместно с академиком Д.Д. Зуевым Ш.А. Амонашвили издает 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики» (издано 11 пятитомных выпусков, т.е. более 50 томов).
В Совете Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили объединил наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы, многих городов России (в 44 из них созданы региональные  отделения Центра), а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.
В ходе Ежегодных Международных Чтений по гуманной педагогике под председательством Ш.А. Амонашвили сформировалось Международное общественное жюри, утвердившее звание «Рыцарь Гуманной Педагогики», которое присваивается  ежегодно десятерым наиболее отличившимся работникам образования. Им вручается диплом и золотой значок «Сердце и лебедь». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.
Ежегодно во время зимних каникул в Москве под руководством Ш.А.Амонашвили проходят Международные педагогические чтения.
Ш.А. Амонашвили – автор многих книг, адресованных учителям и детям, а также клятвы учителя.

КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ
Я – Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:
любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности, быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.
Клянусь:
не вредить детям, не вредить Ребенку.

Сочинения:

Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Исповедь отца сыну. 1980, 2009
Созидая человека, 1982;
Здравствуйте, дети! М., 1983;
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу – с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети? М., 1986;
Единство цели. М., 1987.
Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

Школа жизни. М., 2000
Тайна Альбрехта Дюрера. 2000.
Размышления о гуманной педагогике. 2001.
Улыбка моя, где ты? М., 2002
Педагогическая симфония. М., 2002
Почему не прожить нам жизнь героями духа? М., 2003
Без сердца что поймем? М., 2004
Амон Ра . М., 2004
Спешите дети, будем учится летать. М., 2005
Истина школы. М., 2006
Рука ведущая. М., 2008.
Баллада о воспитании. М., 2009.
Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. 2009
Как любить детей. М., 2010
Саломея, М., 2010.